Турбины уже давно ворвались в автомобильную жизнь, но как же сделать так, чтобы Ваш турбокомпрессор прослужил как можно дольше? С ответами нам помогли специалисты, у которых достаточный опыт в сфере ремонта и обслуживания турбин.
Содержание
Немного истории
Благодаря турбокомпрессору производителям двигателей получилось убить двух зайцев — создавать не только довольно мощные, но ещё и экономичные двигатели! Самые первые турбины создавали много хлопот свои владельцам и за ними нужен был тщательный уход. Например, перед тем как остановить работу двигателя необходимо было ждать некоторое время, чтобы масло хорошо смазало и охладило турбокомпрессор после нагрузки. Когда-то даже были сигнализации с “таймерами для турбин”, которые выключали мотор спустя время после остановки авто.
Производители двигателей на протяжении уже около сорока лет повышают производительность, удобство и надёжность наддувных двигателей. А турбины в это время постоянно обрастали разнообразными домыслами и мифами. Так что, чтобы выяснить где правда, а где нет, мы пообщались со специалистами из крупных компаний.
Задаём вопросы специалистам про неисправности турбин
Вопрос: Говорят, что системы наддува будут быстрее изнашиваться из-за, так называемого, масляного голодания. Чтобы этого избежать советуют после запуска двигателя дать поработать ему минуту-две, чтобы масло смазало турбокомпрессор. Тоже самое нужно делать и после остановки, перед тем, как заглушить мотор. Правда ли это необходимо?
Ответ: Турбина смазывается маслом из главного канала подачи моторного масла в двигатель. Например, на “фордовских” моторах EcoBoost устанавливают низкоинерционные турбокомпрессоры, которые очень быстро раскручиваются и также быстро останавливаются, так что это не очень сильно на них сказывается. С другой стороны, если глушить мотор сразу же, даже не ожидая холостых оборотов, то подшипник турбины будет изнашиваться гораздо быстрее.
Одно из основных правил — это не экономить на масле. В основном, если двигатель будет смазываться маслом, которое порекомендовал автопроизводитель, то последние не дают никаких рекомендаций по этому поводу, даже по поводу очень холодной погоды. Ведь водитель, который хоть что-то понимает, не будет зажимать педаль газа сразу после старта двигателя, при минус двадцати. Да и турбина не запустится сразу, а всё из-за таких причин, как: начальная скорость движения, нагрузка на мотор и частота оборотов коленвала. В общем, даже если мотор прогрет, то турбокомпрессор не даст полной мощности на холостых оборотах. Такие ограничения сделаны не для того чтобы сохранить турбину, а скорее, чтобы обезопасить КШМ и цилиндры с поршнями.
Вопрос: Чтобы избежать преждевременных неисправностей, не стоит длительно использовать наддувные двигатели на высоких и малых оборотах, правда ли это?
Ответ: Тут скорее вопрос не к турбокомпрессору, а к конструкции самого двигателя. Современные моторы не выносят длительной работы на холостых оборотах. А вот на счёт высоких оборотов – это лишь отчасти правда. Например на современных TSI и TDI таких проблем нет. Но да, существуют проблемы в работе некоторых систем при длительной работе на высоких оборотах таких как, например, вентиляция картера двигателя.
Вопрос: Также ещё бытует мнение, чтобы избежать закопчений и закоксовок, что турбокомпрессору просто необходимо дать поработать на максимальных оборотах, хотя бы раз в неделю – это реальность или миф?
Ответ: Это, снова же, касается общей конструкции мотора, не только турбины в частности. У многих двигателей нет систем очистки наддува. На многих дизельных двигателях такая процедура определённо не помешает, но это не связано с турбиной.
Вопрос: Ещё поговаривают, что если долго использовать турбины на холостых оборотах, то произойдёт закоксовка (засорение) турбокомпрессора. Это так?
Ответ: На самом деле, всё зависит от качества топлива. В Европе таких проблем нет, такие неполадки встречаются крайне редко. Но также закоксовка турбины может происходить из-за плохой вентиляции картера или состояния цилиндров и поршней и других проблем. В двигателе должно быть всё тщательно проработано.
Вопрос: Есть ли какие-то особенные нюансы по уходу за турбодизелями, чтобы избежать основных неисправностей?
Ответ: Следует следовать всем рекомендациям, которые написаны в руководствах по эксплуатации, а также заливать только качественное топливо.
Вопрос: Есть ли ещё советы для увеличения ресурса турбокомпрессора в частности и моторов с наддувом в целом?
Ответ: Самая главная рекомендация достаточно проста – проходите ТО вовремя и используйте только оригинальные комплектующие и расходные материалы.
Общие рекомендации по предотвращению неисправностей двигателя и турбин
Современные системы наддува сейчас рассчитаны на полный ресурс двигателя, но всё равно придерживаться простых правил, чтобы избежать неисправностей, никогда не будет лишним. Вот они:
- После запуска двигателя, даже в тёплые времена года, дайте ему небольшое количество времени поработать на холостых оборотах. Это рекомендация относится не только к наддувным двигателям, но и к атмосферным. Причина этого проста – маслу необходимо пройти по системе. А что уж говорить о моторах с турбинами, где масло должно пробежаться не только по двигателю, но ещё и по турбокомпрессору.
- Перед тем, как остановить двигатель, тоже дайте ему немного поработать на холостых оборотах. Особенно, если перед этим двигатель с турбиной испытывали хорошие нагрузки. Все детали и механизмы, которые используются в системах турбокомпрессора должны остыть. Если этого не делать, то возможно подгорание моторного масла на различных деталях, что в свою очередь приведёт к выходу из строя системы наддува.
- При минусовых температурах на улице двигатель с наддувом не стоит сильно нагружать, хотя бы в первые пять-десять минут езды. Постарайтесь избежать интенсивных ускорений и резких стартов. Масло обязательно должно хорошо прогреться и выйти на рабочий температурный режим.
- Большинство турбин крутятся под давлением, которое выше одной атмосферы. Так что любые потери давления будут приводить к повышенной раскрутке турбокомпрессора, а следовательно и к повышенному износу.
- Вовремя меняйте топливный и воздушный фильтры, масло, заливайте только качественное топливо и используйте оригинальные запчасти и комплектующие.
Выводы
Авто- и двигателестроители в последнее время, особенно европейские, стали разрабатывать двигатели вместе с расчётом ресурса турбины. Следует обратить внимание на то, что двигатель и турбокомпрессор – это одна целостная система, так что и к ремонту, предотвращению и выявлению неисправностей надо подходить комплексно. Например, не стоит заменять турбину даже не взглянув на состояние двигателя, ведь последний и мог вызвать неполадки в турбокомпрессоре, так же как и наоборот – плохо работающая система наддува может вывести из строя сам мотор.