Прошло полтора года, а помню все так, будто это было вчера. Здесь же, на этой местами заасфальтированной площадке фирмы Торгмаш, я забирал УАЗ Патриот, который редакция купила для ускоренного ресурсного теста. Неприятности начались с самых первых километров, а уж сколько их было за время «ресурса»… Неспроста итоговая статья называлась «Страсти по Патриоту» . И вот опять у меня в руках ключи от новенького уазика, а впереди — без малого тысяча километров дороги в Ульяновск, на историческую родину Патриота, а затем — столько же обратно. Доедем ли? Если, как уверяют уазовцы, за прошедшее время действительно изменилось отношение завода к качеству, то должны доехать.

 

После поворота ключа зажигания салон Патриота снова наполнился шумами и вибрациями, но теперь основной их источник — двигатель, дизельный мотор Iveco, и это главная новость, которая и сподвигла меня отправиться в Ульяновск своим ходом. Зато недра передней панели уже не гремят, нет стуков при переключении передач, а трансмиссия хоть и гудит, но уже не воет.

Памятуя о былом, я все же проверил колесные гайки: на этот раз они оказались затянуты от души. Может, это дилер расстарался, проведя на совесть предпродажную подготовку? Возможно. А возможно, на УАЗе и впрямь начала приносить плоды производственная система по образу и подобию тойотовской. Там теперь с начала этого года есть даже андон — правда, это не шнур вдоль конвейера, как у японцев, а кнопка, но она так же останавливает конвейер, и рабочих за это так же не ругают.

После завершения сборочной операции рабочий меняет инструмент на ручку и расписывается в сопровождающей каждую машину карте сборки Во время промежуточного контроля качества сборки на конвейере контролеры отправляют всю информацию о замечаниях на заводской сервер, а мастера могут ознакомиться с состоянием дел в любой момент — мониторы стоят прямо в сборочном цехе

После двух с лишним тысяч километров, пройденных и по скоростным подмосковным трассам, и по словно пережившим вчера бомбежку разбитым районным дорожкам Ульяновской области, у Патриота ничего не сломалось, не разболталось и не потекло. Самая серьезная неприятность за все путешествие — провалившаяся вглубь потолочной панели и благополучно водворенная на место клавиша управления люком.

«Перестройка» на заводе длилась пятилетку. Сначала отсняли весь производственный процесс на видео — и поразились, как же много времени рабочие тратят на «муду» (понятно и без перевода, но на языке учения Toyota Production System это означает лишние действия). Лишь оптимизировав расстановку и действия людей на конвейере (на «нитке» длиной 160 м работает сто человек) и отладив работу склада компонентов, трудоемкость сборки Хантера снизили на 15%, а Патриота — на треть!

Новый симпатичный руль на уазиках так криво прикручивать больше не будут. У CD/mp3-ресивера Урал — крайне низкое качество приема радиосигнала, но неэффективную антенну из нитей обогрева заднего стекла вскоре заменит простая и действенная штыревая антенна на крыше В салоне подсвечено все, что возможно: оба бардачка, багажник, пол спереди, замок зажигания и даже пепельницы. Но индикацию кнопок включения кондиционера, рециркуляции и обогрева стекла можно разглядеть только в темноте Кнопка управления электролюком была не защелкнута при сборке и после повторной установки больше не проваливалась

Но основная проблема — это, конечно, ставшее фольклором качество уазиков. В свою очередь, главная причина этой проблемы — сознание людей, годами, десятилетиями собиравших машины по принципу «сойдет и так». Метод кнута и пряника в очередной раз подтвердил свою универсальность. Теперь 40% премии рабочих зависит от количества допущенных ими ошибок. А их выявляет и ОТК, и «гарантийные» обращения владельцев к дилерам: отныне каждую машину сопровождает контрольная карта сборки, где все операции не только отмечены, но и «скреплены» подписями рабочих. Сработало! Департамент управления качеством УАЗа подсчитал, что почти половина рабочих стала стремиться делать автомобили лучше. С первого раза без замечаний контроль проходит на 40% машин больше, чем полтора года назад, а количество жалоб дилерам со стороны владельцев Патриотов сократилось в пять раз. Или владельцы попросту махнули на дилеров рукой?

А пряник? За каждое рацпредложение, которое, опять же на японский манер, называют «кайзен» (постоянное улучшение), на заводе платят по 300 рублей. И рабочие вошли во вкус, причем если поначалу экономическая эффективность от каждого внедренного нововведения составляла в среднем две тысячи рублей в год, то теперь — десять тысяч.

Знаете, как раньше проверяли уазики после сборки? Гоняли несколько минут на беговых барабанах, затем на яме осматривали ходовую часть и замеряли токсичность выхлопа. И все! В 2004 году, когда в серию пошел Патриот, машины стали пропускать через дождевальную камеру и стенды проверки фар, углов установки колес и тормозных усилий, а дальше — сразу на отгрузку дилерам. Заводского трека для хотя бы коротких пробегов у завода как не было, так и нет. Но год назад все же появились два поста промежуточного контроля качества. Сначала — перед «свадьбой» с кузовом — по нескольким десяткам позиций проверяется собранное шасси, а в конце конвейера — весь автомобиль. В руках у женщин-контролеров — коробочки, похожие на калькуляторы. Это терминалы сбора и передачи данных (ульяновцы говорят, что подсмотрели их на заводах Kia). По беспроводной сети вся информация передается на центральный сервер, и если дефект повторяется трижды, то о нем оповещается мастер цеха, а при девяти случаях сигнал отправляется прямиком руководителю департамента управления качеством. Работает? Если судить по тому, что с января этого года гарантия продлена с двух до трех лет, а гарантийный пробег — с 50 до 100 тысяч километров, то работает.

Или не очень? На моем уазике, собранном в феврале, стоял симпатичный руль нового образца, но установлен он был криво. Мелочь, а как неприятно! Помните, после визита нашего главного редактора на ГАЗ (АР №7, 2010) на Газели перестали устанавливать «вращающиеся» рычаги коробки передач и рукоятки? Похвалюсь и я: отныне руль на уазиках будут ставить как положено, прямо! По крайней мере мне это лично пообещал Сергей Исаев, руководитель производственно-технического департамента УАЗа.

Форсунка омывателя заднего стекла «переехала» в более спокойное место за запасным колесом и теперь закреплена надежнее Уже заканчиваюся испытания машин с пружинными хомутами Mobea на шлангах системы охлаждения С увеличенным «сухарем» задней двери уплотнитель перестанет обминаться и пропускать 
в салон пыль и грязь

Понятно, что о такой лаборатории контроля качества комплектующих, как, например, на калужском заводе Volkswagen (АР №1, 2011), в Ульяновске могут только мечтать, и все же сбор статистических данных помогает выявлять и некачественные детали. Например, в феврале нынешнего года было отозвано три тысячи Патриотов — все, на которые могли быть установлены тормозные шланги из партии, где обнаружился брак.

А «виновниками» отзыва Патриотов, начатого в декабре прошлого года, стали мы, то есть наш ускоренный ресурсный тест. Напомним, что у нашего автомобиля бензошланг перетерся о ребро кузова через 12 тысяч километров (это примерно 40 тысяч километров обычной эксплуатации), о чем мы тут же рассказали уазовцам. Они провели собственные испытания — и объявили о замене топливных шлангов у 1700 машин.

Не остались без внимания и другие наши замечания.

Вот, пожалуй, самое важное. У уазиков на ходу перестанут отваливаться карданы — «сыромятные» болты их крепления заменены более прочными (из стали класса 8.8 вместо 6.8). Меньше проблем обещает выхлопная система: в ней появился новый сильфон, приемная труба крепится к коллектору немецкими самоконтрящимися и жаростойкими гайками вместо обычных, а к раме — прочными кронштейнами измененной конфигурации из пружинной стали.

Еще раз была скорректирована программа управления двигателем. Помимо того что перестал паниковать от нашего топлива блок управления, зажигавший лампочку неисправности двигателя, сам двигатель с новой прошивкой, как уверяют уазовцы, теперь запускается на 42-градусном морозе. Конечно, не дизельный, а бензиновый.

Выявили и причину появления грязи в бензобаках: это ржавчина, а образуется она из-за того, что на площадках дилеров машины месяцами стоят с пустыми баками. С этой версией согласен и украинский производитель освинцованного проката, из которого делают баки. Мне пообещали, что баки вскоре станут пластиковыми, а рекомендация владельцам нынешних уазиков — не осушать баки, по крайней мере надолго.

Антикоррозионная мастика Нова-гриф наносится вручную при помощи шведского оборудования ASSALUP. Новый участок расположился на самом выходе из сборочного цеха и обошелся заводу в девять миллионов рублей Сильфон и кронштейны выпускной системы стали крепче. Во время ресурсного теста первый раз мы заварили кронштейн через 4300 км, а сильфон заменили через 17500 км Будь кардан на нашем «ресурсном» Патриоте закреплен такими, более прочными болтами, он не отвалился бы через 27500 км

Ушли в прошлое течи радиаторов по стыкам бачков и трубок, а на шлангах и патрубках системы охлаждения вот-вот появятся обещанные нам чешские пружинные хомуты.

Капризы привода стеклоочистителя вылечили установкой моторчика фирмы Bosch, течи мостов — сапунами новой конструкции, протечки уплотнителя двери задка — установкой более крупного «сухаря» двери… А форсунку омывателя заднего стекла усилили конструктивно и перенесли в «тихое» место за запаской, изменив для этого штамп двери.

Но это еще не все. С убийственным отсутствием коррозионной стойкости с января борются антикором днища кузова, рамы и деталей шасси, а в июле сварные швы и зафланцовки панелей наконец-то начнут перед покраской кузова обрабатывать мастикой.

Всего же — шестнадцать позиций! Приятно, конечно, но наш список замечаний был длиннее… Не странно ли видеть в двадцать первом веке пресс-масленки для шприцевания рулевых тяг и карданов? А гигантские зазоры между бампером и кузовом? А подвывающую и «гаркающую» в полноприводном режиме «раздатку»? А…

Уазовцы просят еще немного подождать: в следующем году будет серьезный рестайлинг Патриота. Обновить собираются и экстерьер, и салон, в котором появится совершенно новая передняя панель (злополучного пассажирского поручня-убийцы на ней не будет точно), но обещаны и более серьезные новшества.

В Ульяновске я поездил на Патриоте-агрегатоносителе с новой раздаточной коробкой. Во всех режимах — тишь да гладь, причем из салона исчез второй рычаг: управление электрическое!

Мы снова готовы патриотично подождать.

Это далеко не самая разбитая улица в Ульяновске, а областные дороги еще хуже. Может, потому, что подвеске многочисленных здесь уазиков такие ухабы нипочем? Ленинский мемориал в центре города ветшает на глазах. Зато областные власти всерьез говорят, что Ульяновск — родина сказочного колобка, и собираются найти место для его резиденции
Этот участок выходного контроля появился благодаря началу производства Патриота. Справа видны стенды проверки фар, тормозных усилий, углов установки колес и дождевальная камера После рестайлинга у Патриота исчезнут безобразные щели между бампером и задним крылом — наружные секции составного бампера (на фото — их предварительный вариант) будут крепиться не к раме, а к кузову

Дизелизация

Осторожнее! У дизельного Патриота при заправке «до отсечки» топливо знакомо выплескивается из горловины бака, а облиться маслянистой соляркой еще неприятнее, чем бензином
Дизельный двигатель Iveco в подкапотном пространстве разместился даже удачнее бензинового: нет запутанного клубка трущихся друг о друга всевозможных шлангов и патрубков

Не маловато ли 116 дизельных сил для Патриота массой под три тонны? Нет! Программу управления турбодизелем Iveco F1A (такой же ставится, к примеру, на Fiat Ducato) адаптировали специально для УАЗа, и на бездорожье «низовой» мотор великолепен: тяги предостаточно, а дозировать ее можно ювелирно. На асфальте же уазик легко трогается со второй передачи на холостых оборотах, а на пятой — непринужденно тянет с 40 км/ч, словно не замечая тягучих нижегородских подъемов.

Но объясняется это, увы, еще и слишком «короткой» для турбодизеля трансмиссией: она без изменений перекочевала с бензиновой машины! Из-за этого обгоны на трассе нередко оборачиваются проблемой: третья передача «заканчивается» уже при 90 км/ч, а при 110 км/ч на пятой, когда обороты подбираются к 3000, рука так и тянется к рычагу коробки в поисках шестой передачи. Шум от дизеля такой, что беруши можно включать в базовую комплектацию: шумоизоляция осталась прежней, но хотя бы из гуманных соображений ее следовало бы усилить. А залихватский посвист турбины при 100 км/ч я поначалу принял за шум проскальзывающего ремня генератора!

Впрочем, с такой скоростью некомфортно ехать еще по двум причинам. Во-первых, я помню о результатах нашего недавнего краш-теста Патриота (АР №12, 2010), а во-вторых, даже в поворотах на ровной дороге или при смене полосы движения Патриот начинает шататься, как пьяненький казак.

Так что кредо дизельного Патриота в его нынешнем виде могло бы звучать так: кто понял жизнь, тот не торопится. И если использовать ульяновскую машину по ее прямому назначению, как внедорожник, то я искренне советую не пожалеть 60 тысяч рублей и доплатить за ивековский дизель: он того стоит. Но с покупкой лучше не затягивать: из-за «развода» Соллерса с Фиатом машины с итальянскими моторами будут собирать максимум до конца года. Уазовцы очень надеются, что к тому времени подоспеет новый дизель семейства ЗМЗ-514, но подогнать его характеристики под ивековские заволжским мотористам пока не удается, а времени на доводку и испытания машин с дизелем ЗМЗ остается все меньше.

Паспортные данные
Автомобиль УАЗ Патриот
Размеры, мм длина 4647
ширина 2080
высота 1900/2000 с релингами на крыше
колесная база 2760
колея передних/задних колес 1600/1600
дорожный просвет 210
Угол въезда/съезда, град. 35/35
Снаряженная масса, кг 2170 (2070)*
Полная масса, кг 2770 (2670)
Грузоподъемность, кг 600
Вместимость, человек 5—9
Двигатель дизельный, Iveco F1A (бензиновый, ЗМЗ-409.10)
Рабочий объем, см3 2287 (2693)
Максимальная мощность, л.с./кВт/об/мин 116/85/3900 (128/94/4400 об/мин)
Максимальный крутящий момент, Нм/об/мин 270/2500 (217/2500)
Коробка передач механическая, пятиступенчатая
Раздаточная коробка двухступенчатая
Привод полный, с постоянно подключаемым передним приводом
Рулевое управление «винт—шариковая гайка» с гидроусилителем
Передняя подвеска зависимая, пружинная, со стабилизатором поперечной устойчивости
Задняя подвеска зависимая, рессорная
Передние тормоза дисковые, вентилируемые
Задние тормоза барабанные
Шины 225/75 R16 или 245/70 R16
Максимальная скорость, км/ч 135 (150)
Расход топлива, л/100 км городской цикл 12.5 (14,5)
загородный цикл 9,5 (10,4)
Емкость топливных баков, л 87
Топливо дизельное (АИ-92)
* В скобках — данные для автомобилей с бензиновым двигателем
 
Источник авторевю