Dodge Caliber SRT4 |
Трехсотсильный переднеприводный хэтчбек гольф-класса? Бред! Но Эрик Хьюшел, один из ведущих инженеров крайслеровского «гоночного» подразделения SRT, считает иначе. — Сначала опробуй Dodge Caliber SRT4 на трассе, а потом и поговорим…
Сказано — сделано! И вот я уже вывожу на асфальт «кольца » Las Vegas Motor Speedway «заряженный» Caliber. А после него меня ждет 600-сильный Dodge Viper SRT10!
Хьюшел — из гонщиков-интеллигентов. Сутулая спина, очочки на умном лице… Между тем у него два чемпионских титула американской серии SCCA, объединяющей ралли, кольцо и кросс. А теперь Хьюшел разрабатывает «заряженные» версии автомобилей Chrysler и Dodge, которые несут шильдик SRT. Отделению SRT всего шесть лет. Аббревиатура означает Street Racing Technology, буквально — «технологии уличных гонок». И SRT — это не только «горячие» версии серийных моделей (самой популярной из них является внедорожник Jeep Grand Cherokee SRT8). Под этим брендом для Доджей и Крайслеров в Америке продаются фирменные «тюнинговые» примочки вроде распорок стоек, воздушных фильтров «нулевого сопротивления», насадок на глушитель, сабвуферов… Кстати, в пресс-релизе особо упомянуто, что диаметр насадки на выхлопную трубу — аж 100 миллиметров. Мечта «стритрейсера»? Но основными покупателями версии SRT4 Хьюшел видит людей серьезных — в возрасте от 30 до 45 лет. А главным достоинством быстрого Калибера он называет не мощность как таковую, а экономичность, экологичность и удельную стоимость одной лошадиной силы — в Америке цена SRT4 всего $23000, тогда как Impreza WRX STI или Lancer Evolution X дороже — от $33000. Если судить по цене, то главный конкурент «улично-гоночного» Калибера — Mazdaspeed3 (у нас эта модель известна как Mazda 3 MPS): именно $23000. Конечно, тоже в Америке. При этом Mazda тоже переднеприводная, но ее турбомотор 2.3 DISI развивает «всего» 260 л.с. против 295 л.с. у Калибера. Правда, у двигателя Мазды выше крутящий момент (несмотря на проигрыш в рабочем объеме в 100 «кубиков»), а паспортное время разгона до сотни меньше на 0,6 с. Вдобавок у Мазды самоблокирующийся дифференциал, а у Калибера SRT он оставлен «свободным». Почему? Сравнение Калибера с Маздой Хьюшел воспринимает без энтузиазма. Почему у Доджа момент ниже? Зато «полка» тяги простирается от 2000 до 6000 оборотов! «Всемирный» двигатель объемом 2,4 л совместной разработки компаний Chrysler, Hyundai и Mitsubishi оснащен турбокомпрессором Mitsubishi TD04 и огромным 10-рядным интеркулером впереди (ради него пришлось перекроить передок и на 12 мм увеличить длину машины). А для сохранности шестиступенчатой «механики» Getrag крутящий момент на первых двух передачах ограничили: на первой ступени — с 363 Нм до 289 Нм, а на второй — до 332 Нм. Впрочем, на Мазде момент обрезается точно так же, но на высших передачах достигает аж 380 Нм. А почему Caliber переднеприводный? Индекс SRT4 — это не намек на полный привод, а лишь количество цилиндров.
Ответ Хьюшела не стал неожиданностью: электронная муфта подключения заднего привода, которой в Америке может оснащаться Caliber, для быстрого автомобиля уже непригодна из- за ограниченной несущей способности. Да и платить за полноприводный 300-сильный Chrysler гольф-класса дураков бы не нашлось. Допустим. Но когда Эрик стал убеждать, что электронная имитация межколесного дифференциала работает на Додже даже лучше механического «самоблока», я подивился. Аргументы были такими: дескать, степень блокировки червячного дифференциала зависит лишь от разницы крутящего момента на колесах. А электроника способна учитывать и скорость движения — и сообразно ей менять логику перераспределения момента. Оставалось только увидеть Caliber SRT4 в деле. После первой сессии из нескольких кругов по гоночной трассе на автодроме Las Vegas Motor Speedway Эрик подошел сам: — И как тебе? — Удивлен, — честно сказал я. Caliber SRT4 и впрямь не производит впечатления «необъезженной лошади»! Пусть поездить нам удалось лишь по ровному «кольцу» с поворотами под вторую и третью передачи, но я не заметил ни рывков на руле от изменения тяги, свойственных машинам с блокировкой, ни чрезмерной недостаточной поворачиваемости, ни буксования внутреннего колеса в поворотах. Может быть, дело в моторе? Он не произвел впечатления «безумного». Равно как и «моментного»: наддув неспешно просыпается только после 2500—3000 об/мин. К тому же тяга нивелируется очень «длинными» передачами (вторая «уходит» за 100 км/ч) — вот откуда лучшие в классе «горячих» хэтчбеков» показатели экономичности и выбросов СО₂!
Шасси настроено хорошо. Вернее, безопасно. Если перебрать со скоростью на дуге, Caliber SRT4 заскользит только передними колесами — даже под сброс газа заноса можно не опасаться. Скучновато… — Нет проблем! — отзывается Эрик. — Достаточно поменять задний стабилизатор с 18-миллиметрового на 20-миллиметровый, и ты будешь доволен! Хьюшел специально прокатил меня на Калибере с заниженной жесткой подвеской Mopar и на шинах-полусликах. Совсем другое дело — нейтральная поворачиваемость и отменная точность управления! Но серийную машину Хьюшел настраивал на безопасность. Поэтому и система стабилизации здесь не отключается. Кнопка ESP off есть, но при нажатии на нее даже не изменяется порог срабатывания системы — из игры выводится лишь противобуксовочная программа. Впрочем, сама по себе настройка ESP производства Conti Teves хороша — система и скольжения допускает, и срабатывает интеллигентно. Проблема еще и в том, что Caliber — высокий автомобиль, и на цепких шинах Goodyear Eagle F1 положить его на крышу без электронного присмотра было бы проще. А потом Эрик доказывал бы американской Фемиде, что хотел как лучше… В поворотах высота Калибера действительно чувствуется — крены для «горячего» хэтчбека великоваты. Зато, похоже, неплоха плавность хода — на одной из волн я даже уловил раскачку кузова. Но что будет на наших дорогах? Это мы сможем понять совсем скоро — уже в мае Caliber SRT4 начнет поставляться в Россию и будет стоить 970200 рублей. К нам, как и в Европу, пойдут автомобили с американскими настройками подвески и трансмиссии — SRT4 делался прежде всего для рынка США. Да и вообще Caliber SRT4 для Европы слишком «нишевый» продукт — в Старом Свете планируется продавать всего тысячу машин в год, 10% от общего объема выпуска.
А зачем вообще крайслеровцам нужен «заряженный» Caliber? Вот, к примеру, Nissan Qashqai продается в Европе впятеро бойчее без всяких «стритрейсинговых» версий… И вообще, чем живет сейчас Chrysler — после того, как с ним «развелся» немецкий Daimler? Каковы перспективы американского концерна, некогда входившего в «большую тройку»? Об этом — на следующих страницах.
|