Как известно, с некоторых пор на российских дорогах начинающий водитель обозначается желтым восклицательным знаком, с которым он может ездить в течение двух лет. Отношение к таким водителям со стороны других участников движения весьма не однозначное. Одни снисходительно уступают им дорогу, другие стараются объезжать как можно дальше, а третье, напротив, не упускают случая подрезать или оттеснить как-то по иному.
Но стоит ли подрезать такого новичка? Если в учебной машине рядом с неопытным водителем сидит инструктор, который вовремя нажмет на тормоз или поможет повернуть руль, то здесь машина находится под управлением неизвестно кого. Возможно, что под знаком «начинающий водитель» скрывается человек, который самостоятельно едет по улицам в первый раз или тот, кто панически боится, кто совершенно не чувствует габаритов машины или просто не знает, как поступать в нестандартной дорожной ситуации.
В любом случае, человек с таким знаком испытывает за рулем неуверенность. Не зря некоторые не только наклеивают знаки на лобовое и заднее стекло автомобиля, но и прикрепляют сразу по два знака, а также дополнительные надписи вроде «За рулем стажер!», «За рулем женщина!» и т.д. Часто такой водитель выдает себя напряженной выпрямленной спиной и вытянутой вперед шеей.
Если впереди оказался автомобиль с таким знаком, то нужно быть готовым к самой неожиданной реакции новичка на дорожную ситуацию. Несмотря на то, что он обычно хорошо знает недавно выученные правила дорожного движения, свободно может рассказать, как оказать медицинскую помощь пострадавшему или что такое каско страхование, он не может применить большую часть этих знаний на практике. Наиболее частые случаи – это резкое торможение перед пешеходным переходом или светофором, поскольку начинающий водитель вовремя не оценил обстановку и, растерявшись, был вынужден «встать колом».
Менее частые, но куда более опасные случаи, когда новичок резко перестраивается на соседнюю полосу, даже не глядя в зеркала. Это может произойти рефлекторно, если он вдруг обнаружил, что стоит у светофора не в той полосе или, и того хуже, частично или полностью занял полосу встречного движения.
Особенно серьезные и частые ошибки начинающий водитель может делать тогда, когда ему начинают сигналить. Растерявшись от самой ошибки и от того, что кому-то доставляет неудобства, новичок может резко сдать назад (если понял, что сильно высунул корпус автомобиля вперед), пытаться рвануть вперед или шарахнуться в сторону. А такие непредсказуемые действия очень часто приводят к авариям.
Страховки для новичков, рассчитываемые через каско калькулятор, не зря стоят так дорого, поскольку первые два года начинающий водитель будет неизбежно совершать ошибки. И дело здесь даже не в том, что человеку не хватает навыка оценки обстановки и наметанного глаза, но и в том, что городская или сельская езда имеет свои особенности, постичь которые можно только на практике. Поэтому разумнее всего не торопить новичка, а отнестись к нему на дороге с терпением и пониманием.