Сравнительно молодой класс автомобилей – кроссоверы – на протяжении почти двух десятилетий не только не сдают своих позиций, но продолжают бить рекорды популярности во многих странах мира. Почему именно кроссоверу удалось победить внедорожник с таким колоссальным отрывом? В чем секрет его успеха?
Идея создания кроссовера базируется на универсальности применения. Кроссовер, гибрид или многофункциональное транспортное средство (Utility Vehicle) представляет собой автомобиль с одинаковыми возможностями движения как по гладкому асфальтовому шоссе, так и по лёгкому бездорожью. Он значительно легче и быстрее классических внедорожников, чья стихия — пресеченная местность. Даже в городском транспортном потоке кроссовер смотрится гораздо органичнее любого внедорожника, который воспринимается подобно штангисту-тяжеловесу на беговой дорожке. Скудный спартанский набор опций классического рамного внедорожника словно оттеняет богатую отделку и электронное оснащение кроссоверов. Спустя двадцать лет многие модели классических японских внедорожников эволюционировали в кроссоверы. Примером тому может послужить тяжелый внедорожник Nissan Patrol.
Мощная подвеска, высокий дорожный просвет и полный привод сочетаются в кроссовере с несущим кузовом и по-спортивному стремительным внешним дизайном.
Пионерами в области создания кроссоверов можно назвать японских и советских автоконструкторов. К концу 70-х годов прошлого века они независимо друг от друга создали автомобили с несущей рамой и приводом на все колеса. Японские варианты назывались Toyota Sprinter Carib, Mitsubishi RVR, а советский — ВАЗ 2121 «Нива». Это были поистине передовые для своего времени разработки. Следующие двадцать лет на мировом автомобильном рынке безраздельно господствовали тяжелые рамные внедорожники: Toyota Land Cruiser, Jeep Grand Cherokee, Nissan Patrol.
К 1994 году идея создания лёгкого универсального автомобиля кристаллизовалась в концепте Toyota RAV-4. За небольшое время автомобиль стал бестселлером и заложил основу «классических» городских внедорожников. Причиной такой ошеломляющей популярности автомобилей нового класса стала отнюдь не новизна концепции. Практичность, универсальность и надёжность, сочетание скоростных и внедорожных характеристик — это не могло не привлечь на их сторону даже самых закоренелых скептиков. До появления кроссоверов внедорожники занимали обособленный класс автомобилей специального назначения, доступные лишь избранным. Комфортабельные полноприводные автомобили с несущим кузовом расширили «внедорожные границы», сделав полный привод ещё более доступным. Современные электронные системы позволяют легко управлять таким автомобилем даже на лёгком бездорожье, делая его доступным как для мужчин, так и для женщин. Эстафету по производству кроссоверов перехватили американские и европейские разработчики (Ford Kuga, Volkswagen Tiguan), корейские (Hyundai SantaFe) и даже китайские автопроизводители (Chery Tiggo). Готовится к выпуску в серию российский кроссовер Lada X-Ray.
Несмотря на свою универсальность, кроссовер никогда не сможет заменить внедорожник на охотничьих и рыбацких тропах, в тяжёлых дорожных условиях.
За резвый старт со светофора приходится неминуемо расплачиваться на бездорожье. Несмотря на обилие различных электронных стабилизирующих и антипробуксовочных систем вязкостная муфта не способна долго сопротивляться бездорожью. В отличие от неё жесткое подключение переднего моста с блокировкой межосевого дифференциала менее подвержено выходу из строя по причине перегрева. Играет положительную роль в увеличении тяги на ведущих колесах и наличие демультипликатора – понижающего ряда в трансмиссии внедорожника. Что касается жесткой зависимой подвески с тяжёлыми балками ведущих мостов, то она более приспособлена для преодоления различных препятствий. А независимая подвеска кроссовера имеет гораздо больше шансов на диагональное вывешивание. Жёсткая рама внедорожника несмотря на увеличение тяжести значительно повышает прочность кузова и препятствует его деформации на скручивание и изгиб. Пластиковые бампера и большие свесы многих моделей кроссоверов делают невозможным их соревнование в проходимости с классическими внедорожниками. Например, мощный кроссовер Audi Q8 благодаря безупречной работе электроники способен двигаться по глубокой пашне.
Однако форсировать брод и овраги на нём без риска повреждения пластиковых бамперов практически невозможно. Относительно низкое расположение воздухозаборника делает форсирование даже неглубоких водных преград чрезвычайно рискованным занятием. Получение гидравлического удара двигателем такой мощности может обойтись крайне недёшево. Именно в способности преодолевать сложное бездорожье заключается отличие внедорожника от кроссовера.
Вместе с тем пальма первенства по универсальности всё же принадлежит автомобилям более молодого класса. В частности, показатели расхода топлива кроссовером будут намного ниже расхода топлива внедорожником тех же габаритных размеров. Комфортабельность, управляемость и более высокая скорость езды — также сильные стороны многих моделей кроссоверов. И наконец цена. Здесь преимущество также за кроссоверами. Стоимость внедорожника аналогичного класса будет намного выше. Что касается проходимости по проселочным дорогам, то кроссоверы максимально приближены к внедорожникам. Даже в переднеприводных вариациях их способность преодолевать различные препятствия остаётся на высоте. Другими словами, в борьбе между кроссовером и внедорожником нет проигравших. В каждом классе имеются свои достоинства и недостатки. Главный козырь кроссовера — его универсальность, внедорожника — его проходимость. Каждый автомобиль уместен лишь там, где он необходим. Это одинаково справедливо как для внедорожника, так и для кроссовера. И эпоха его популярности продолжается.