Пикапы Ford Ranger собирают на трех заводах: один в Таиланде, второй в Аргентине… А третий — здесь, в ЮАР. И если предыдущий Рейнджер морем везли в Старый Свет из Азии, то новый к нам будет плыть из Южной Африки. А я, в свою очередь, ждать не стал — и отправился в ЮАР самолетом.
Южная Африка, как и Америка, — страна пикапов: они тут повсюду, и зовут их на африкаансе «bakkie» — от голландского «bak», «кастрюля». Но если в Штатах пикапы — символ зажиточной фермерской жизни, то у африканцев — наоборот: на «кастрюльках» возят все и всех, потому что так дешевле. Да и сами машины попроще: допотопный Nissan 1400 Bakkie на базе седанчика Sunny 70-х годов (такой пикап сняли с производства всего три года назад), грузопассажирские версии малышей Opel Corsa или Mazda 323… А пикап Dacia Logan тут продается как Nissan NP200. И все — местного производства!
Пикап в Африке — это и вездеход, и грузовик, и микроавтобус |
На этом фоне прежний Ford Ranger образца 2006 года смотрелся очень солидно, хотя на деле был лишь развитием конструкции образца 1985 года. Устаревшая внешность, вибрирующие рычаги коробки передач и «раздатки», трясущиеся в унисон с дизелем обшивки дверей, тугой и неинформативный руль с механизмом типа «винт — шариковая гайка»… И родовые проблемы пикапов — «козление» на неровностях, тряскость и теснющее заднее сиденье с отвесной спинкой на версии с двойной кабиной. А ведь большинство продаваемых в Европе пикапов принадлежат «оунер-оперейторам» — владельцам маленького бизнеса, которые эксплуатируют машины и по работе, и в качестве семейного автомобиля.
И вот — новый Ranger.
Дорогие версии, как на фото, снабжены климат-контролем, кожаным рулем с клавишами управления аудиосистемой и цветным мониторчиком мультимедиасистемы. У версий попроще — простые «крутилки» системы вентиляции и вакуумно-люминесцентный дисплейчик. Слева от блока управления «климатом» — клавиша блокировки заднего дифференциала |
Австралийский центр разработки, которому и было поручено заняться Рейнджером, усилили специалистами из США: к примеру, главный конструктор Рейнджера Джон Тэтдж раньше занимался пикапами F-серии, а руководитель этого проекта Гэри Боус был шеф-инженером в работе над автомобилями Ford Thunderbird, Ford Flex и Lincoln MKT.
«От старой модели остались разве что элементы крепежа», — гордится Гэри Боус, отвечавший за разработку и запуск модели. Новая рама вдвое жестче прежней — и «на 10% жестче, чем у Тойоты Hilux». Дизайн внушительный, интерьер современный. «Да, мы хотели создать немного грубоватый образ, которого и ждали наши покупатели, — поясняет американец Крейг Метрос, который работал над внешностью кроссовера Ford Escape и пикапа F-серии образца 2004 года, а теперь возглавлял австралийских дизайнеров. — Чтобы создать чувство защищенности и уверенности, мы подняли поясную линию. Мотив трех горизонтальных брусьев на передке — это отличительная черта полноприводников нашего американского отделения, а «ноздри» по краям решетки характерны для знаменитой F-серии».
Чтобы включить полный привод и пониженную передачу, кругляш управления трансмиссией нужно повернуть немного правее деления 4L и подержать 3—4 секунды | |
Перчаточных ящиков два: в пассажирский входит полноразмерный ноутбук или планшет с документами формата A4, водительский поменьше |
Интерьер симпатичный. Материалы простоваты, панель приборов — из жесткого пластика, но в глаза это не бросается (тем более что это все же рабочая машина!). Приятно удивило обилие мест для вещей — здоровенный бокс в подлокотнике, просторные карманы в дверях, удобная ниша перед рычагом коробки передач. А вибраций просто нет! «Молчат» обивки дверей, неподвижны солнцезащитные козырьки, не отдает в поясницу… Только небольшой «зуд» на рычаге шестиступенчатой коробки передач. Не зря кабина крепится к раме через гидроопоры, как на американских пикапах серии F.
Слева — тканевое сиденье базовой версии XL, справа — кожаное кресло топ-модификации Wildtrak |
Кузов получил запирающийся на ключ задний борт и несколько вариантов опционных крышек — обычную плоскую высокую «будку» с окнами и сдвижную шторку для версии Wildtrak. «Обычно на пикапах кузов выглядит просто пристроенной сзади коробкой — мы этого избежали, сделав верх кузова продолжением поясной линии, — гордится работой своей команды дизайнер Метрос. — Обратите внимание: середина борта примерно на пять миллиметров выше его краев — так мы ушли от иллюзии вогнутой линии».
Асфальтовые дороги в ЮАР оказались отличными (такие бы в нашу провинцию!), а на них все машины, в общем-то, хороши. Но и грунтовку Ranger встречает невозмутимо, без тряски или взбрыкиваний незагруженного задка. Лишь на неровностях в поворотах легкую корму слегка «переставляет».
Высота грузового отсека — 511 мм: это самый глубокий кузов в классе | Под задним сиденьем версии Double Cab — два тайничка с крышками: такие же имеет Toyota Hilux |
Передняя подвеска — совершенно новая, пружинная вместо торсионной. Причем во благо управляемости шаровые опоры поворотных кулаков постарались вынести как можно ближе к средней плоскости колеса. Настройки амортизаторов вообще сделаны индивидуальными для каждой комбинации кабины и двигателя, ведь это изменяет развесовку! Усилие на руле заметно снизилось, но баранка стала информативнее — спасибо реечному механизму с гидроусилителем.
В таких ситуациях выручает принудительная блокировка заднего дифференциала — но, по всей видимости, в Россию Ranger пойдет без нее, с обычным «самоблоком» |
Вместо маздовских дизелей семейства WLT здесь уже новые моторы семейства Puma фордовской разработки — 150-сильная «четверка» объемом 2,2 литра и пятицилиндровый турбодизель объемом 3,2 литра мощностью 200 л.с. Их выпускают здесь же, в Южной Африке: в Порт-Элизабет делают все основные компоненты (блок, коленвал, головку блока), обеспечивая моторами все три завода по производству Рейнджеров. Оба этих мотора, но в других исполнениях применяются и на микроавтобусах Transit. Несколько позже появится специальное высокоэкономичное исполнение со 125-сильной версией четырехцилиндрового турбодизеля. Есть и версия с маздовским бензиновым двигателем объемом 2,5 литра, причем ее решено поставлять и к нам в Россию (это сделает Рейнджер единственным пикапом не китайского или отечественного производства, доступным с бензиновым мотором). Только с ним агрегатируется пятиступенчатая «механика», а оба дизеля комплектуются исключительно шестиступенчатыми коробками передач — «механикой» Getrag MT 82 китайского производства, унифицированной с коробками моделей Ford Mustang и Transit, либо «автоматом» 6R80, заимствованным у Мустанга и пикапов F-cерии.
По цифрам четырехцилиндровый дизель мощнее и тяговитее предшественника объемом 2,5 л, но субъективно уступает ему на «низах». Пятицилиндровый вариант мощнее на треть (200 л.с.), но главное — у него почти на сто ньютон-метров выше момент (470 Нм) и шире диапазон, в котором он достигается. Разница чувствуется сразу: мотор живее уже на самых низких оборотах. И «автомат» понравился: коробка споро и к месту меняет передачи, причем есть и «честный» ручной режим — достигнув максимальных оборотов, мотор так и зависает на них.
В окрестностях города Нельспруит, в национальном парке с бродом, лесными тропками и впечатляющей внедорожной трассой, меняю заднеприводный Ranger High Rider на полноприводный. Дорожный просвет — те же 232 мм, но к рычагу коробки передач добавилась маленькая рукоятка переключения режимов трансмиссии. Перевожу трансмиссию в режим 4L (полный привод, пониженная передача), на три секунды придержав ручку в крайнем правом положении, — и можно карабкаться на крутой косогор хоть на первой, хоть на второй ступени. По рассказам испытателей, пикап готов забираться на стопроцентный подъем (это 45 градусов)! Генератор под капотом смонтирован высоко, забор воздуха на впуск организован из правого крыла (меньше риск, что его зальет поднятая передком волна), наверх выведены сапуны: глубина преодолеваемого брода для полноприводника — 0,8 метра. А в списке допоборудования — даже шноркель, встающий вместо заглушки в правом крыле.
Перед спусками инструктор тычет в клавишу системы Hill Descent Control. Ноги с педалей убраны, я вишу на ремнях, а электроника потихоньку похрустывает тормозными механизмами, добиваясь прямолинейного движения под уклон. Есть на пикапе и система стабилизации с функцией выравнивания прицепа. Кстати, даже моноприводный Ranger в версии High Rider (внешне он — вылитый полноприводник, и клиренс тот же) и с опционной блокировкой межколесного дифференциала вовсе не беспомощен на бездорожье.
Долговязый Гэри Боус, руководящий разработкой Фордов в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Африке, нормально сидит на заднем сиденье. Ради удобства входа среднюю стойку «двухкабинника» перенесли на 10 см вперед, а спинка диванчика наклонена сильнее |
Свыше тысячи виртуальных «продувок» провели бывшие инженеры Формулы-1 Торстен Мертенс (Toyota Motorsport) и Нил Льюингтон (McLaren Racing). Специфика пикапа — зализанный стык между кабиной и кузовом. Коэффициент лобового сопротивления — всего 0.399! |
Российские цены на новый Ranger начинаются с 1 млн 34 тысяч рублей. Столько просят за полноприводный пикап с бензиновым мотором и полуторной кабиной в простенькой комплектации XL. Аналогичная машина с дизелем 2.2 будет стоить 1 млн 95 тысяч рублей, еще 43 тысячи нужно доплатить за большую двухрядную кабину. Разница между механической коробкой передач и «автоматом» составляет 70 тысяч рублей. Все это заметно дороже популярного у нас пикапа Mitsubishi L200, а ближайший конкурент по цене — Toyota Hilux. Правда, «автомат» доступнее покупателю Рейнджера (Тойоте он положен только в самых дорогих версиях с трехлитровым мотором). А третий соперник Рейнджера, Nissan Navara, уже дороже почти на 150 тысяч в сопоставимых комплектациях.
Предыдущий Ranger в 2008 году получил лишь две звезды рейтинга EuroNCAP: к примеру, пространство для ног водителя сократилось более чем на 400 мм. Новый — пятизвездочный, причем по нынешней, более жесткой системе оценок! Не зря фордовцы провели более 9000 виртуальных краш-тестов |
Кабина нового Рейнджера имеет усиливающие вставки из четырех сортов высокопрочной стали: из нее изготовлена часть средней стойки, брусья внутри передних дверей и часть элементов передней стойки. Подушек безопасности — до семи, включая коленную для водителя. В двери встроены датчики, пытающиеся «расслышать» боковой удар |
Паспортные данные | |||
Автомобиль | Ford Ranger Double Cab 4×4 | ||
Модификация | 2.2 | 3.2 | |
Тип кузова/число мест | пикап с двухрядной кабиной/5 | ||
Угол въезда, град. | 27,7 | 27,7 | |
Угол cъезда, град. | 25,9 | 25,9 | |
Угол рампы, град. | 24,4 | 24,4 | |
Глубина преодолеваемого брода, мм | 800 | 800 | |
Снаряженная масса, кг | 2048 (2063)* | 2073 (2083) | |
Грузоподъемность, кг | 1152 (1137) | 1127 (1117) | |
Двигатель/расположение | турбодизель/спереди, продольно | ||
Число и расположение цилиндров | 4, в ряд | 5, в ряд | |
Рабочий объем, см3 | 2198 | 3198 | |
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм | 86,0/94,6 | 89,9/100,8 | |
Степень сжатия | 15,7:1 | 15,7:1 | |
Число клапанов | 16 | 20 | |
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин | 150/120/3700 | 200/147/3000 | |
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин | 375/1500—2500 | 470/1500—2750 | |
Коробка передач | механическая, 6-ступенчатая (автоматическая, 6-ступенчатая) | ||
Передаточные числа |
I | 5,44 (4,17) | 5,44 (4,17) |
II | 2,84 (2,34) | 2,84 (2,34) | |
III | 1,72 (1,52) | 1,72 (1,52) | |
IV | 1,22 (1,14) | 1,22 (1,14) | |
V | 1,00 (0,87) | 1,00 (0,87) | |
VI | 0,79 (0,69) | 0,79 (0,69) | |
задний ход | 4,94 (3,40) | 4,94 (3,40) | |
главная передача | 3,55 (3,73) | 3,55 (3,73) | |
понижающая передача | 2,48 | 2,48 | |
Привод | полный, с подключаемым приводом на передние колеса | ||
Передняя подвеска | независимая, пружинная, на двойных поперечных рычагах | ||
Задняя подвеска | зависимая, рессорная | зависимая, рессорная | |
Передние тормоза | дисковые, вентилируемые, диаметром 302 мм, с двухпоршневым суппортом | ||
Задние тормоза | барабанные, диаметром 295 мм | ||
Шины | 255/55 R16 | 255/55 R16 / 265/65 R17 / 265/60 R18** | |
Максимальная скорость, км/ч | 175 | 175 | |
Расход топлива, л/100 км | городской цикл | 10,3 (12,5) | 12,3 (13,1) |
загородный цикл | 7,6 (8,5) | 8,6 (9,2) | |
смешанный цикл | 8,6 (10,0) | 10,0 (10,6) | |
Емкость топливного бака, л/топливо | 80/дизтопливо | ||
* Данные в скобках — для автомобилей с автоматической коробкой передач ** В версиях XL/XLT/Wildtrak. |
Содержание
Спорт по-африкански
В Южной Африке проходит довольно сильный ралли-рейдовый чемпионат — не случайно в российских и европейских соревнованиях ездят прототипы Nissan Navara, построенные местной командой Nissan Motorsport. Мне удалось побеседовать с Нилом Вулриджем, менеджером заводской команды Ford Racing, выступающей в чемпионате ABSA Off-Road.
— Наша команда организована в конце 90-х и тогда выступала на Mitsubishi при поддержке завода SAMCOR. После покупки Самкора Фордом мы, естественно, стали готовить прототипы Ranger. Несколько лет назад наш чемпионат перешел на новые техтребования, в основном повторяющие правила FIA. С небольшими исключениями: было запрещено изменять расположение двигателя (FIA разрешает сдвигать его назад), необходимо использовать часть серийной рамы и обязательно цельный задний мост. Подготовленный по новым техтребованиям Ranger оказался удачной машиной, но нижневальная «шестерка» была слабовата. В этом году нам удалось получить новый пятицилиндровый турбодизель от следующего Рейнджера. При помощи партнеров из французской фирмы Oreca, раньше готовившей турбодизели для заводской команды Seat в чемпионате WTCC, мы переделали его в гоночный агрегат с системой двухступенчатого наддува (как на рейдовых Фольквагенах Race Touareg и BMW X3 CC команды X-Raid). C обязательным 38-миллиметровым рестриктором он развивает мощность около 350 л.с. и момент свыше 800 Нм. Сейчас мы готовим два прототипа: один по национальным техтребованиям, другой — по международным. Вторая машина получит независимую заднюю подвеску и сильно сдвинутый назад двигатель. Мы рассчитываем наладить продажу таких машин и их поддержку запчастями. И, если все сложится удачно, попробуем выставить на следующий Дакар дилерскую команду, спонсируемую продавцами Фордов со всего мира.
Производство
Предыдущий Ranger в ЮАР собирали по технологии SKD (semi-knocked-down) из тайских машинокомплектов, равно как легковушки Ford Focus и Mazda 3. Такое соседство неслучайно: завод в Претории раньше принадлежал компании SAMCOR — совместному предприятию, получившемуся в результате слияния в 1985 году африканского Форда с Anglo American Corporation, производившей Мазды. После этого завод стал собирать Мазды с фордовскими эмблемами и даже наладил выпуск микроавтобусов и пикапов Mitsubishi, пока в 1998-м Ford не выкупил компанию обратно.
Теперь же на заводе останется только Ranger — при нас собирали последнюю сотню пикапчиков Bantam на базе Фиесты позапрошлого поколения. Таможенные пошлины на ввоз автомобилей в ЮАР снизили с прежних 100% примерно до 50%, и стало выгоднее импортировать Фокусы, но развернуть производство одной модели, нового Рейнджера, по полному циклу с помощью дешевого кредита от правительства ЮАР.
Причем для производства нового Рейнджера по полному циклу пришлось, по сути, построить новый завод: смонтировали роботизированную линию сварки кабин, серьезно модернизировали участки окраски, ввели автоматизированную систему контроля качества сборки. Электроинструмент на постах связан с системой контроля — к примеру, она учитывает количество оборотов и момент затяжки гайковертов. Если рабочий выбрал из лотка более короткий болт, то после его установки на мониторе в списке выполненных операций высветится сообщение о недоделке. Такую машину можно выпустить с поста, но следом она попадет на участок ремонта.
А на выходе — вибростенд и климатическая камера.
Оба дизельных двигателя оснащены турбокомпрессором переменной геометрии (на фото — флагманская пятицилиндровая версия). Обратите внимание на установленный справа генератор: благодаря его высокому расположению достигнута лучшая в классе глубина брода в 0,8 м |
Источник авторевю