Содержание
Без шума и пыли!
Константин СОРОКИН, фото автора и фирмы Renault
Обыграть название кроссовера Renault Duster (в переводе с английского — «пыльник», а можно «пылящий» или «поднимающий пыль») организаторам тест-драйва помешала погода. Узбекистан встретил нас двенадцатиградусным морозом, а пыльные дороги Зааминского заповедника, где проходила самая интересная часть маршрута, оказались под липкой снежно-грязевой кашей. Ладно, не в пыль, так в грязь, тем более что Дастеры российской сборки, на которых нам предстояло проехать от Ташкента до Самарканда, оказались в подходящей комплектации: с полным приводом и механическими коробками передач.
Кроссовер Renault Duster, собранный на заводе Автофрамос в Москве, я встретил как старого знакомого — на похожей машинке мы в позапрошлом году ездили в Грузию. Российских Дастеров тогда еще не было, и для поездки мы раздобыли машину румынской сборки, которую можно было купить на Украине. А наша-то — понаряднее! Русифицированный «двухдиновый» CD/MP3-ресивер с дистанционным управлением, bluetooth-интерфейсом, USB-гнездом и аудиовходом (такая «музыка» ставится на версии Expression, Privilege и Luxe Privilege), обивка сидений с претензией и «человеческие» стеклоподъемники с кнопками на дверях (на румынской машине они были на центральной консоли). Блок управления микроклиматом остался на прежнем месте и почему-то «ослеп»: пока не включишь габариты и не подсветишь шкалы, не понимаешь, в какую сторону надо крутить рукоятки.
Би-и-ип! — Это я уже неслучайно нажал на кнопку включения звукового сигнала в торце левого подрулевого переключателя. Лично мне такое решение нравится, но я, похоже, в меньшинстве: французы уже «нарисовали» новую баранку с интегрированными кнопками клаксона, и скоро такой руль появится на российских Дастерах. О чудо, омыватель стекла теперь включается одновременно с началом хода щеток! Мало того: благодаря доработанной кинематике, расширилась зона очистки лобового стекла — и стекающая по стеклу «слеза», хорошо знакомая владельцам Логанов, стала скупее. Но с правой стороны по-прежнему остается непрочищенная «косынка», закрывающая в грязную погоду обзор переднему пассажиру. Зато запас жидкости под капотом — лей не хочу: российские Дастеры комплектуются пятилитровыми бачками омывателя.
Интерьер российского Дастера не является образцом изящества, но и откровенной логановской скуки в нем уже нет |
Во время нашего кавказского вояжа полноприводный кроссовер с мотором 1.6 мощностью 92 л.с. и механической шестиступенчатой коробкой передач держался молодцом и все же за 8500 км пробега начал доставать своей «тракторной» трансмиссией и шумным двигателем, который из-за сближенного передаточного ряда почти всегда работал на высоких оборотах.
Продавливаю невнятную педаль сцепления (приводу по-прежнему не хватает информативности, и момент включения сцепления можно поймать только «по факту»), разгоняюсь до скорости загородного потока — и не верю своим ушам: ездовой комфорт поднялся на новый уровень! И, похоже, дело не только в лучшей шумоизоляции. Благодаря измененному передаточному ряду бензиновый моторчик объемом 1,6 литра на крейсерских 100 км/ч держит теперь вполне приемлемые 3000 об/мин, оставаясь покладистым и отзывчивым даже на высшей передаче.
Полная русификация бортового медиацентра — до сих пор редкость даже среди автомобилей более высокого класса | Кнопка звукового сигнала осталась на торце левого подрулевого переключателя. Но французы намерены переместить ее на спицы руля | |
Дизайн центральной консоли Дастера мне нравится, а вот компоновка — нет: блок управления микроклиматом надо бы перенести выше | Шайба переключения режимов работы трансмиссии — такая же, как на кроссовере Nissan Qashqai. Межколесная муфта тоже. Но настройки трансмиссии у Дастера особые. К примеру, режим Lock здесь активен вплоть до скорости 80 км/ч, правда, кратковременно. А до 60 км/ч с замкнутой межколесной муфтой можно ехать долго |
На первом же пит-стопе пересаживаюсь в двухлитровую машину — и отмечаю, что у большого мотора пульс на контрольной сотне еще спокойнее — 2500 об/мин. Похоже, что именно по этой причине в загородном цикле более мощный Duster оказывается экономичнее.
Обе машины спокойно трогаются со второй передачи, но чтобы поддерживать мотор в моментном тонусе, передачи нужно переключать почаще. К двухлитровому кроссоверу это относится в меньшей степени, но положа руку на сердце я ждал более заметной разницы в динамике.
По части подвески — паритет. Шасси обоих Дастеров — это симбиоз мягкого пружинного матраца и упругого гимнастического батута: «лупить» в нашем темпе по разбитым местным дорогам не решались даже водители белых Нексий (автомобили другого цвета в Узбекистане не признают!) — самые «козырные» узбекские наездники. Кстати, специальной адаптацией ходовой части Дастера к нашим условиям французы не занимались, так что от своего евроклона российская машина отличается только шинами Amtel Cruise 4х4 «нивовской» размерности 215/65 R16. А вот мероприятия по кинематической «развязке» ходовой части с рулевым управлением проводились. В теории они должны были повысить точность управления на неровном покрытии, однако реакции от дороги по-прежнему создают на руле вибрационный фон — будем считать это платой за всепрощающий галоп по неровностям.
Кпонки управления стеклоподъемниками переехали с центральной консоли на обивку двери — и стали причалом для левой ноги водителя. На плохой дороге к нему можно довольно неприятно «пришвартоваться» коленом | Кнопки включения подогрева сидений расположены на каркасе сидений. Орудовать ими приходится на ощупь в тесном пространстве между каркасом сиденья и обивкой двери. Слева под подушкой сиденья видна скоба вертикальной регулировки кресла. Чтобы сесть повыше, нужно подпрыгнуть на сиденье и в момент невесомости дернуть ручку «катапульты». Попал в нужное положение — хорошо. Промазал — прыгай вновь |
На бездорожье меня поначалу насторожила раскачка кузова. К счастью, ни на сжатии, ни на отбое жестких замыканий не было, и единственное «Хрясь!» раздалось в момент, когда, увлекшись внедорожными выкрутасами, я прыгнул с высокого уступа. Остановился, вышел… К счастью, удар пришелся аккурат в переднюю буксирную проушину, которую предусмотрительно установили в потенциально «пробойном» месте. А может, просто угадали. В любом случае — браво! И знаете, не стоит сокрушаться по поводу отсутствия блокировки заднего межколесного дифференциала: если из-за диагонального вывешивания не получается заехать на препятствие под углом — форсируйте его в лоб, используя запасы по углам въезда и съезда, ведь благодаря своей «геометрии», Duster готов бодаться с очень внушительными уступами.
Где-то возле таджикской границы я в этом убедился, провалившись под лед в русле горного ручья. Из плена выбирался враскачку, заодно проверив на выносливость межколесную муфту GKN, распределяющую момент между колесами передней и задней оси: признаков перегрева не выявлено. Кстати, эта муфта примечательна нетипичными для кроссовера настройками. По словам инженеров, при разгоне в режиме Lock она кратковременно держит оси «на замке» аж до 80 км/ч (как правило, этот порог вдвое ниже), позволяя более уверенно преодолевать песчаные и заснеженные участки. Тормозит «залоченная» машина тоже по-особенному: изменяя режим работы АБС, она дает возможность колесам нагребать перед собой брустверы из грунта. Жаль, порезвиться на высокой скорости с жестко замкнутой трансмиссией в Узбекистане не удалось, а вот режим внедорожного торможения «плугом» я опробовал — работает!
Единственным внешним отличием российского Дастера от его восточноевропейского собрата является измененная облицовка радиатора. А из того, что не бросается в глаза, — более мощный аккумулятор, стальная защита силового агрегата и двигатели с российскими климатическими калибровками |
В целом же осталось впечатление, что российский Duster очень хорош на бездорожье, и если проводить аналогии, то составить ему конкуренцию вне асфальта сможет, пожалуй, только наша Шеви Нива. Сравнительный тест этих автомобилей мы обязательно проведем, но я уже сейчас знаю, чего будет не хватать Дастеру на тяжелых грунтах. Представьте себе, тяги! Нет-нет, с напором «вперед», повторю, у машины все в порядке: «короткая» первая передача действительно позволяет доползти внатяг до таджикской границы, причем на любом моторе. Но пробуешь выехать из гиблого места задним ходом — и дуреешь от запаха паленого сцепления, потому что задняя передача Дастера «нарезана» по легковым лекалам. Чтобы не заглохнуть, приходится все время «подкручивать» двигатель и играть левой педалью. Причем у двухлитровой машины дефицит тяги при езде «задом наперед» ничуть не меньше.
И вот чуть ли не главный вопрос: стоит ли доплачивать за два литра?
Диагональное вывешивание? Если при штурме этого холма взять чуть левее, то Duster спокойно заедет вверх даже без разгона |
Если вы живете в мегаполисе, любите активную езду и часто совершаете длительные «прострелы» по загородным трассам, то — да! И не только из-за лучшей динамики и «загородной» экономии топлива. Дело в том, что в ближайшем будущем на Дастерах с двухлитровыми моторами за доплату в 13 тысяч рублей будет доступна система динамической стабилизации (в настоящий момент ее нет ни на одной машине). К ее наличию на автомобиле такого класса я относился скептически, но после разворота на скользком горном серпантине (все было по классическому сценарию: засмотрелся по сторонам, наехал в повороте на пятно сухого асфальта, сбросил газ и — слава богу, не стал бороться с машиной!), считаю, что ESP Дастеру нужна, особенно в контексте круглогодичной эксплуатации. Но если присматриваться к машине с прицелом на спокойную эксплуатацию в глубинке, то смысла отдавать еще 80 тысяч рублей за мотор большего объема я не вижу — потенциала 92-сильного двигателя 1.6 хватит вполне.
В разложенном состоянии багажник — вагон! Причем с ровным полом. Единственный ляп — неэстетичная изнанка подушки заднего сиденья, торчащая, как нижнее белье из-под строгого костюма | Крышка заливной горловины на Дастере похожа на банковскую ячейку, а пробка на французский манер закрывается на ключ. Ужасно неудобно! |
Не надо быть Нострадамусом, чтобы предсказать российскому Дастеру оглушительный успех — только в Москве в очередь на машину записались уже несколько тысяч страждущих (в скобочках замечу, что среди них и редакция Авторевю). Но те, кто этого еще не сделал, могут раздумывать не спеша: французы пообещали, что отдельно от семейства Logan/Sandero новая машина дорожать не будет. Самая простая версия с мотором 1,6 литра, передним приводом и механической пятиступенчатой коробкой передач стоит 449 тысяч рублей. Полный привод — от 499 тысяч рублей с «маленьким» и от 582 тысячи рублей с «большим» мотором. Дизельный Duster (1,5 л, 90 л.с., только полный привод и «механика») можно купить за 607 тысяч рублей. Самая доступная машина с «автоматом» — 566 тысяч рублей. Ну а топ-кроссовер в версии Luxe Privilege (2,0 л, полный привод, шестиступенчатая «механика») с «кожей», электропакетом, подушками безопасности для водителя и переднего пассажира стоит 681 тысячу рублей.
Сроки поставок очень расплывчаты. Дилеры-оптимисты называют май 2012 года. Более осмотрительные предлагают запись без конкретного срока поставок (читай — в течение года), ну а самые предприимчивые продавцы, еще не имея информации об объемах поставок, уже подготовили перечень своего дополнительного оборудования, которым будут обвешаны российские Дастеры в салонах, — «побрякушки» увеличат цену каждой дилерской машины на 100—150 тысяч рублей.
С надежностью, надеюсь, все будет в порядке, хотя один звоночек прозвенел: к концу узбекского пробега у двух машин загудели ступичные подшипники. Случайность? Это мы выясним в ходе ускоренного ресурсного теста по методике Авторевю — собственно, именно для него мы и покупаем за 601 тысячу рублей полноприводный Duster с мотором 1.6. Кстати, в паре с ним в изнурительный пробег отправится и его главный конкурент на российском рынке — Шеви Нива
Внешние скоростные характеристики двигателей
1.6 16V | 2.0 16V | 1.5 dCi |
Паспортные данные | ||||||
Автомобиль | Renault Duster | |||||
Модификация | 1.6 4×2 | 1.6 4×4 | 2.0 4х2 | 2.0 4х4 | 1.5dCi 4х4 | |
Размеры, мм | длина | 4315 | 4315 | 4315 | 4315 | 4315 |
ширина | 2000 | 2000 | 2000 | 2000 | 2000 | |
высота | 1695 | 1695 | 1695 | 1695 | 1695 | |
колесная база | 2673 | 2673 | 2673 | 2673 | 2673 | |
колея передняя/задняя | 1560/1567 | 1560/1567 | 1560/1567 | 1560/1567 | 1560/1567 | |
Объем багажника, л | 475/1636* | 475/1636* | 475/1636* | 475/1636* | 475/1636* | |
Снаряженная масса, кг | 1205 | 1318 | 1299 | 1377 | 1375 | |
Полная масса, кг | 1705 | 1818 | 1799 | 1877 | 1875 | |
Двигатель | бензиновый | бензиновый | бензиновый | бензиновый | дизель | |
Расположение | спереди, поперечно | спереди, поперечно | спереди, поперечно | спереди, поперечно | спереди, поперечно | |
Число и расположение цилиндров | 4, в ряд | 4, в ряд | 4, в ряд | 4, в ряд | 4, в ряд | |
Рабочий объем, см3 | 1598 | 1598 | 1998 | 1998 | 1461 | |
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм | 79,5х80,5 | 79,5х80,5 | 82,7х93 | 82,7х93 | 76х80,5 | |
Степень сжатия | 9,8:1 | 9,8:1 | 11,05:1 | 11,05:1 | 15,2:1 | |
Число клапанов | 16 | 16 | 16 | 16 | 8 | |
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин | 102/75/5750 | 102/75/5750 | 135/99/5500 | 135/99/5500 | 90/66/4000 | |
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин | 145/3750 | 145/3750 | 195/3750 | 195/3750 | 200/1750 | |
Коробка передач | механическая, 5-ступенчатая | механическая, 6-ступенчатая | автоматическая, 4-ступенчатая | механическая, 6-ступенчатая | ||
Передаточные числа | I | 3,73 | 4,45 | н.д.** | 4,45 | 4,45 |
II | 2,05 | 2,59 | н.д. | 2,59 | 2,59 | |
III | 1,32 | 1,74 | н.д. | 1,69 | 1,63 | |
IV | 0,97 | 1,3 | н.д. | 1,17 | 1,11 | |
V | 0,82 | 1,02 | н.д. | 0,87 | 0,81 | |
VI | — | 0,81 | н.д. | 0,67 | 0,61 | |
главная передача | 4,92 | 4,86 | н.д. | 4,86 | 4,86 | |
Привод | передний | подключаемый полный | передний | подключаемый полный | ||
Передняя подвеска | McPherson | McPherson | McPherson | McPherson | McPherson | |
Задняя подвеска | полузависимая, пружинная | независимая, многорычажная, пружинная | полузависимая, пружинная | независимая, многорычажная, пружинная | ||
Передние тормоза | дисковые, вентилируемые | |||||
Задние тормоза | барабанные | барабанные | барабанные | барабанные | барабанные | |
Шины | 215/65 R16 | 215/65 R16 | 215/65 R16 | 215/65 R16 | 215/65 R16 | |
Максимальная скорость, км/ч | 163 | 158 | 168 | 177 | 156 | |
Время разгона 0—100 км/ч, с | 11,8 | 13,5 | 11,2 | 10,4 | 15,6 | |
Расход топлива, л/100 км | городской цикл | 9,8 | 11,0 | 11,0 | 10,3 | 5,9 |
загородный цикл | 6,5 | 7,0 | 6,7 | 6,5 | 5,0 | |
смешанный цикл | 7,6 | 8,2 | 8,3 | 7,8 | 5,3 | |
Емкость топливного бака, л | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 | |
Топливо | АИ-92 | АИ-92 | АИ-92 | АИ-92 | дизельное | |
* Со сложенными задними сиденьями ** Н.д. — нет данных |
Источник авторевю