Если хозяин серьезного внедорожника уверенно чувствует себя на бездорожье, то владелец «паркетника» должен быть готов к тому, что машину не составляет труда посадить и в относительное безобидных ситуациях. Но большинство проблем можно можно избежать, зная и понимая возможности своего кроссовера и особенности езды по бездорожью. В этой статье мы немного прольем свет на секреты поведения вне асфальта.
Кроссоверы разных моделей сильно разнятся своими внедорожными качествами, и об этом надо помнить, когда собираешься покинуть асфальтированную дорогу. У некоторых «паркетников» клиренс лишь немного больше чем у легковушки, причем автопроизводители стараются не афишировать эти данные. На сайтах многих марок зачастую вообще нету информации о величине клиренса их кроссоверов.
Содержание
Что нужно знать, покидая асфальт
Самое главное – не стоит забывать что кроссовер это не совсем внедорожник. Если джип рассчитан на то, что бы проходить крупные кочки «ходом», то тонки рычаги подвески «паркетника» могут не выдержать такого грубого отношения. Прибавляем сюда низко опущенные окрашенные бамперы и массу слабых мест под днищем. Лишь очень немногие могут похвастаться тем, что с завода оснащены металлической защитой картера двигателя. Она есть у BMW X1, но ее нету у Audi Q3, прямого конкурента, между прочим. Так же снизу могут выступать элементы выхлопной системы, бензобак, задний редуктор. Как следствие вышеописанного, неосторожная езда по бездорожью впоследствии грозит дорогостоящим ремонтом.
Правильный стиль езды на «паркетнике» вне дорог называется «экспедиционная манера». Ведь вы не ставите себе задачу проверить предельные возможности своего автомобиля либо выиграть у воображаемого соперника. Главное – добраться до цели наиболее эффективным способом, не повредив при этом машину и не создав проблем экипажу.
Также надо понимать, что проходимость кроссовера чаще ограничена не тем, как работает система полного привода, и не величиной клиренса, а возможностями шин. Предназначенные для «паркетников» шины зачастую ничем не отличаются от обычной легковой резины, а она настолько легко забиваеться грязью, что даже на легком бездорожье автомобиль может застрять.
И, наконец, не стоит забывать, что внедорожные возможности автомобиля представляют собой урезанную версию того, что имеют внедорожники. Причем у разных кроссоверов этот набор отличается. И стоит заранее разобраться в возможностях своей машины.
Внедорожные способности кроссоверов
На многих кроссоверах установлена автоматическая система подключения полного привода – электроника сама решает, когда следует подключать вторую ось при пробуксовке, а когда ее отключать – водитель не может повлиять как либо на эти процессы. Тем не менее, все больше и больше кроссоверов оснащаются ручным подключением второй оси.
Принудительная блокировка межосевой муфты
Такая функция есть, например, у Toyota RAV4 и Mitsubishi Outlander. По нажатию кнопки водитель подключает вторую ось принудительно. При подъезде к сложному участку это следует сделать обязательно. Покинув же сложный участок – снова перейти в режим монопривода. Делается это по той простой причине, что у многих моделей муфта быстро перегревается, после чего система отключит ее и автомобиль останется моноприводным. Так что желательно выяснить, насколько хватит муфты вашей модели
Система контроля спуска с горы
Данной системой оборудуются многие «паркетники», и зачастую только она может помочь в опасной ситуации, такой как крутой и скользкий спуск. Если пытаться самому поддерживать безопасную скорость тормозами, легко заблокировать колеса и потерять контроль над ситуацией. Электроника же способна подтормаживать каждое из колес отдельно, поддерживая безопасную скорость. Такая система имеется, например, у Land Rover Freelander, Volkswagen Tiguan.
Система помощи при старте в гору
У данной электронике задача – не дать машине откатываться назад при троганьи на подъеме. Система особенно полезна на моделях с механической коробкой: с ее помощью можно трогаться максимально плавно, избегая пробуксовки и сберегая сцепление.
Некоторые модели обладают некими экзотическими талантами. Например, система , позволяющая подстроить автомобиль под разные типы бездорожья. Среди кроссоверов данное оборудование имеется только у Land Rover Freelander и Range Rover Evoque под названием Terrain Response. Естесственно, в данном случае система обладает урезанным набором возможностей. Здесь она представляет собой четыре режима езды: «асфальт», «трава/гравий/снег», «грязь и колея», «песок».
Постоянный полный привод, понижающая передача и блокировка межосевого дифференциала. Такой обыденный для внедорожников арсенал, в принципе не доступен владельцам кроссоверов. Но как и из любого правила и тут есть исключения. Например, Suzuki Grand Vitara обладает всем этим набором. Mercedes-Benz GLK имеет постоянный полный привод и блокируемый электроникой межосевой дифференциал. Audi Q5 может похвастаться самоблокирующимся дифференциалом, а Subaru Forester (только с механической коробкой) постоянным полным приводом с дифференциалом, блокирующимся при помощи вискомуфты.