Содержание
Собрать миллион
Константин СОРОКИН
Фото автора и компании Land Rover
В английском Солихалле собран миллионный Discovery. Забронировав за юбиляром место в заводском музее, англичане обрядили машину в дорожный «костюм», вместо венка нахлобучили экспедиционный багажник — и в кортеже из трех собратьев выгнали на юбилейное дефиле длиной в 12500 км. За 50 дней «миллионному» кортежу предстояло проехать по дорогам тринадцати стран — из Бирмингема до Пекина — и с помощью гуманитарных организаций, известных путешественников и журналистов собрать для Международного Красного Креста миллион фунтов стерлингов, который потратят на борьбу с засухой в удаленных районах Уганды. Свои несколько пенни в благотворительный миллион я подбросил на дорогах Казахстана и Узбекистана, пройдя в конвое около двух тысяч километров.
Ккаравану Ленд Роверов я присоединился в переломной точке маршрута, в Астрахани, — и, едва увидев машины, начал выискивать среди них юбиляра. Рассмотрел VIN-коды под лобовыми стеклами, заглянул в арку правого переднего колеса, изучил шильдики, но нигде не обнаружил единицы с шестью нулями.
— За двадцать лет производства мы несколько раз меняли систему нумерации, так что миллионной маркировки вы не найдете. Но можете не сомневаться, это действительно машины юбилейной серии!
По тону уставшего водителя одной из машин я понял, что с подобными вопросами к нему пристают не впервые. Ну и ладно — пусть все четверо будут «миллионниками», в конце концов, у лейтенанта Шмидта тоже было несколько сыновей. Зато теперь, в какой бы из этих машин ни оказался, смогу утверждать, что ездил на миллионном Discovery!
Я очень жалел о том, что так и не смог показать англичанам эксклюзивный Арал — с фантастическим рельефом и следами некогда секретных испытательных полигонов. Но даже на типичные достопримечательности этого региона участники пробега смотрели раскрыв рот, а в фотосессиях «облизали» каждый корабль |
На нервозном брифинге в Астрахани чувствовалось, что к этой точке маршрута англичане относятся как к Рубикону — даже командира конвоя сменили. Скоро закончится асфальт, упадет средняя скорость, увеличится расход топлива и, возможно, будут незапланированные остановки. Я же был спокоен: «виртуальный» путь из России в Узбекистан, записанный в память GPS-навигатора во время нашей экспедиции на Арал, грел душу, как оберег. Радовала и экипировка юбиляров: серийные Discovery подверглись продуманной экспедиционной подготовке. Металлическая сетка, разделяющая пассажирский салон и багажник, позволяет грузить поклажу под потолок и при резком торможении защитит задних пассажиров от лавины рюкзаков. Багажники на крыше — еще одно подспорье: на них прекрасно встают канистры и ложатся запаски, домкраты-хайджеки и эвакуационные трапики. Дополнительные головные фары помогут ночью, а торчащий наготове хвост интегрированной лебедки позволит быстро превратить щегольской внедорожник в автомобиль-эвакуатор. Преклоняю колено — тук-тук! — не защита, а броня! Ну и «обувка» под стать: умеренно «зубастые» шины Goodyear Wrangler Duratrac размерностью 255/55 R19 — разумный компромисс между беговыми кроссовками и кирзачами. Система спутникового мониторинга, навигация, инвертер 12/220 вольт, тройники… Похоже, англичане предусмотрели все. Но кто додумался установить на экспедиционный внедорожник пятилитровый бензиновый двигатель мощностью 375 л.с.?
— Это же автомобили юбилейной серии. Они обязаны были быть в топ-комплектации!
Старший нашего экипажа, англичанин Тоби, улыбнулся и, поигравшись кнопками на руле, вывел на дисплей общий средний расход топлива за поездку — 15,3 л/100 км. От Бирмингема? Неплохо. Но и загрузка у нас теперь тоже «топовая». Четыре пассажира с рюкзаками, палатки, снаряжение, провизия и еще как минимум 150 кг на крыше. Похоже, что все четыре автомобиля абсолютно новые, но, сопоставив пробеги, я пришел к выводу, что перед трансконтинентальным вояжем каждый Discovery накатал не менее трех тысяч тестовых километров. Тоже разумно: «детские болезни» лучше устранять в домашних условиях. А как насчет болезней врожденных? Если есть — вылезут. Говорю как побывавший на Арале!
Вдоль трассы, ведущей от границы в сторону Нукуса, остались лишь скелеты автозаправочных станций: в Узбекистане топливный кризис | В умирающем Аральском море еще осталась рыба. Самые ценные породы вылавливают сетями и в специальных автомобилях-цистернах отправляют в рыбоводческие совхозы для сохранения и разведения |
Собираясь в поездку, я заготовил для англичан мини-путеводитель по альтернативным достопримечательностям и даже скачал на телефон несколько аральских фотографий — чтобы «зацепило». Но на предложения проехать по «дремотной Азии» поодаль от основных трасс вновь назначенный предводитель пробега отреагировал вяло:
— Бактериологическое оружие? Обломки ракет? Класс! Но у нас уже проложен маршрут и есть проводник…
Железная дисциплина! В какой-то момент я даже заподозрил, что под вывеской благотворительной экспедиции через наши южные границы в Китай пробирается какая-то шпионская миссия. Подозрительно себя ведут джентльмены… Не пьют за ужином. В восемь утра уже сидят в прогретых машинах. Едут небыстро, но умудряются выдерживать график. Не ругаются между собой и даже баек по рации не травят!
Как тут не вспомнить наши вояжи? Когда начинают слипаться глаза, а рука устает переключать передачи, в эфире звучат такие анекдоты, что, вытирая слезы, можешь незаметно намотать на одометр еще не одну сотню километров. Главный же враг всех экспедиций Авторевю — фотограф Степан Шумахер. Интересные места для съемки он находит именно тогда, когда мы спешим к месту обеда или ночлега, а солнце у него всегда освещает ту сторону кадра, куда впихнуть автомобиль сможет не всякий каскадер.
Вперед, к узбекской границе! Зимник Нарьян-Мара по сравнению с этой дорогой — европейский автобан | Чайник за окном в Узбекистане и Каракалпакии — это что-то вроде нашей подковы: на счастье и удачу |
А вот у англичан взаимоотношения со снимающей публикой другие. По полномочиям штатный лендроверовский фотограф Ник Димбелби (за его работой я с восхищением наблюдал во многих странах) — второй человек после командира (если Ник говорит, что надо снять конвой в конкретном месте, — снимаем, а если нужен проезд через степь — тут же съезжаем с асфальта), но, принимая во внимание нервозность водителей, он старается по максимуму работать из движущейся машины, вывешиваясь из окон, как обезьяна, а постановочная съемка обходится без больших потерь времени. Учись, Степан! И при случае поговори с шефом насчет стажировки в Англии.
Границу между Россией и Казахстаном мы «проткнули» минут за сорок: с недавнего времени здесь нет таможенного досмотра и все формальности заканчиваются у окошка паспортного контроля. Потом была ночевка в гостинице и скоростной «прохват» от Атырау до Бейнеу. Шуршащий под колесами асфальт стал последней улыбкой цивилизации: через пару сотен километров мы будем испытывать совсем другие эмоции. А пока — 140 км/ч, 2200 об/мин на тахометре и уходящая за горизонт лента шоссе.
Я же по-прежнему хмурюсь: на настоящем экспедиционном автомобиле должен стоять турбодизель, причем дело даже не в экономии топлива как таковой, а в величине пробега на одной заправке. Но нехотя признаю, что и у атмосферного бензинового мотора большого рабочего объема есть свой шарм. В какой момент ни наступи на акселератор, под педалью всегда окажется тяга: для активного ускорения или обгона достаточно лишь легкого беспокойства стрелки тахометра — спасибо хорошо настроенному шестиступенчатому «автомату». Загрузка (считай, перегруз) нашего автомобиля на его разгонной динамике не сказывалась никак, и легкую неуклюжесть заваленный поклажей Discovery проявлял лишь при порывах бокового ветра и резких перестроениях — 150 кг на крыше работали как груз маятника.
Добираемся до Бейнеу, стискиваем зубы — и берем курс в сторону узбекской границы. Если во время нашего летнего вояжа эта дорога представляла собой эпицентр пыльного торнадо, то ранней весной она превратилась в трясину из жидкой глины — и нам то и дело попадались завязшие в ней дальнобойные фуры. Пикап с надписью «Дорожно-эксплуатационная служба», буксовавший наравне со всеми, смотрелся трагикомично, а вот дежурный полноприводный Камаз с длинным тросом, наоборот, олицетворял силу и надежду на спасение.
Можно ли «засадить» специально подготовленный Land Rover на федеральной трассе? Можно, если это трасса между Казахстаном и Узбекистаном! И, представьте себе, засадили. Соскользнув в топкое месиво, ведущий экипаж каравана не успел переключить «регистры» системы Terrain Response, потерял скорость — и по пороги увяз в восточном гостеприимстве. Вытащили лебедкой.
Лебедка с нейлоновым тросом, которая прячется за номерным знаком, не требует тросоукладчика и быстро переводится в рабочее состояние. На Discovery она устанавливается в комплекте со специальным бампером | Цивилизованная навигация в английских машинах закончилась задолго до казахской границы — дальше мы ехали по обзорной карте Азии. Подспорьем был мой карманный Garmin с подробной картографией Казахстана и Узбекистана и треками, записанными во время нашего аральского путешествия |
На границе, как я и ожидал, царил полный «депрессняк». Единственная отрада — недавно построенный таможенный терминал, в котором теперь можно со сносным комфортом пережидать выполнение бюрократических формальностей. Но методы и темп работы «зеленых человечков», увы, эволюции не претерпели. Основная часть персонала занята беспорядочными перемещениями по кабинетам, играми со служебными собаками и сбором «макулатуры» — декларацию здесь нужно заполнять в двух экземплярах. На поверхностный досмотр легкового автомобиля уходит не менее двух с половиной часов, а если таможенники найдут формальную зацепку, то в свежеотстроенном «храме мздоимства» можно запросто провести и полдня. Зато на выходе… Кто хочет стать миллионером? Меняешь на местные деньги долларов, эдак, семьсот-восемьсот и ты — обладатель состояния с шестью нулями! Жаль, в местной валюте.
Собственно, после узбекского пограничного ада, усиленного внезапно обрушившимся снежным зарядом и коллективной ночевкой в вагончике с надписью «Чайхона» англичане и сломались:
— Водка? Мэйд ин Раша? Будем!
На закуску был восхитительный суп «из пакетика» и копченая курица, приготовленная ребятами из группы «продовольственной поддержки» пробега, — отведать местного угощения из ассортимента чайханы никто из англичан так и не решился. К слову, «мобильные кормильцы», проехавшие с караваном Land Rover через всю Азию, оказались единственными представителями местного населения, от которых была реальная польза.
Мутную жижу с запахом бензина узбекские барыги нам продавали по 3500 сумов за литр | Англичане оказались компанейскими и неприхотливыми ребятами. Это наш совместный ужин в бивуачной палатке на дне Аральского моря | Гидрометцентр, как известно, точно предсказывает погоду, ошибаясь только со временем и местом. На этом участке пути мы готовились к солнечному дню, а попали в мощный снежный заряд |
А вот так называемые гиды, нанятые организаторами пробега для упрощения перемещений, работали как якорь. Они постоянно меняли планы, бестолково таскали колонну по городам, ругались между собой и не стеснялись вслух обсуждать свои гонорары. Рискну предположить, что если бы англичане сэкономили на услугах этих сусаниных, то в Уганду можно было бы провести не только воду, но и интернет. Ну как можно было тащить колонну в эпицентр топливного кризиса с пустыми баками и незаполненными канистрами? Вы что, не знали, что с недавнего времени бензин в удаленных районах республики продается по жестким квотам — по 20 литров на машину? Самые продвинутые узбеки установили на свои машины газовое оборудование (газ здесь тоже недешев и в дефиците, однако очереди за ним куда меньше), самые жадные ездят на газоконденсате (машины, работающие на суррогатном топливе, слышно издалека — по характерной детонации двигателей), ну а припертые к стене пользуются услугами барыг, которые ездят за топливом в крупные города и, отстояв очередь, привозят его на перепродажу. Нам еще повезло: при официальной цене топлива 2000 сумов за литр, мы покупали его по 3500 сумов. Те же барыги охотно меняют валюту и подсказывают, где можно более-менее нормально пообедать.
Пищевых отравлений, к счастью, удалось избежать, но пятилитровые силовые агрегаты наших автомобилей после «бодяжных» заправок неуверенно держали обороты холостого хода и «прозвякивали» на переходных режимах.
Со звоном под капотом и тревогой в душе мы и достигли берега почти высохшего Аральского моря, ночевки на дне которого я буду помнить всю жизнь. И если три года назад мы изнывали от удушающей жары, то в этот раз, вылезая утром из палатки, я вывалил себе на голову сугроб снежно-ледяного конденсата — за восемь часов температура «провалилась» на пятнадцать градусов. Чтобы умыться из приготовленной с вечера пятилитровой бутылки с водой, пришлось пробить в ее горлышке ледяную пробку.
Миллионный Discovery отправился по следам самой первой трансконтинентальной экспедиции, стартовавшей из Бирмингема в Пекин 57 лет назад. Но, чтобы не повторять ошибок (пионеры трансконтинентальных заездов, ехавшие на Ленд Роверах первой серии, были вынуждены завершить свой вояж в Сингапуре), снарядили в путь четыре одинаковых внедорожника из юбилейной серии и упростили маршрут. Проехав Европу и Центральную Россию, конвой должен был спуститься в сторону Каспия, повернуть на восток и, проехав через Казахстан, Узбекистан и Киргизию, оказаться в Китае |
Не забыл я и прибрежные дороги Арала. И, сидя за рулем, старался не смотреть на идущую впереди машину, потому что ее подвеска размахивала рычагами, как матрос-первогодок, передающий флажками сигнал бедствия. Но английских водителей такой режим движения нисколько не смущал, словно эти парни не слышали анекдотов про «ломучесть» Ленд Роверов. Джентльмены ходом лупили по ямам, не боялись цеплять рыхлую обочину и лихо дергали рулем, объезжая неровности.
Я по-прежнему не уверен, что пятилитровый бензиновый двигатель оптимален для таких вояжей, но лишний раз убедился в том, что у Discovery самое комфортное шасси в своем классе. Я не знаю другого автомобиля, который мог бы так уверенно «валить» по азиатским дорожным руинам. Какой истинный ресурс у английской пневмоподвески, сказать не берусь, тем более что не знаю в деталях уровень ее спецподготовки перед пробегом, но уверяю, что новых анекдотов про Ленд Роверы после этого пробега не появится: 23 апреля все четыре машины благополучно добрались до китайской столицы — и когда этот номер Авторевю пойдет в печать, миллионный Discovery с номером VX 61 CWF будет стоять на стенде Land Rover на Пекинском автосалоне.
О последнем этапе пути расскажут немецкие журналисты, которым мы уступили место в своем автомобиле. А мне — снова в Казахстан: сев за руль колесного вездехода, я попробую отыскать в весенней степи еще что-нибудь интересное. Кстати, идеологически он во многом похож на английский Land Rover.
Паспортные данные | ||
Автомобиль | Land Rover Discovery | |
Число мест | 5+2 | |
Размеры, мм | длина | 4830 |
ширина | 1915 | |
высота | 1885 | |
колесная база | 2885 | |
колея спереди/сзади | 1605/1610 | |
дорожный просвет | 185 | |
Диаметр разворота, м | 11,4 | |
Глубина преодолеваемого брода, мм | 600 | |
Угол въезда, град. | 32,2 | |
Угол съезда, град. | 26,7 | |
Угол рампы, град. | 23 | |
Снаряженная масса, кг | 2548 | |
Грузоподъемность, кг | 690 | |
Масса буксируемого прицепа, кг* | 3500 | |
Двигатель | бензиновый | |
Расположение | спереди, продольно | |
Число и расположение цилиндров | V8 | |
Рабочий объем, см3 | 4999 | |
Степень сжатия | 11,5:1 | |
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин | 375/276/6500 | |
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин | 510/3500 | |
Коробка передач | автоматическая, шестиступенчатая | |
Передаточные числа |
I | 4,17 |
II | 2,34 | |
III | 1,52 | |
IV | 1,14 | |
V | 0,87 | |
VI | 0,69 | |
задний ход | 3,40 | |
главная передача | 3,54 | |
демультипликатор | 2,93 | |
Привод | постоянный полный, с системой Terrain Response | |
Передняя подвеска | независимая, двухрычажная | |
Задняя подвеска | независимая, многорычажная | |
Передние тормоза | дисковые, вентилируемые | |
Задние тормоза | дисковые, вентилируемые | |
Максимальная скорость, км/ч | 195 | |
Время разгона 0—100 км/ч, с | 7,9 | |
Расход топлива, л/100 км | городской цикл | 19,8 |
загородный цикл | 10,7 | |
смешанный цикл | 14,1 | |
Выбросы CO2, г/км | смешанный цикл | 328 |
Емкость топливного бака, л | 86 | |
Топливо | бензин АИ-95 | |
* С тормозами |
Миллион открытий
Игорь ВЛАДИМИРСКИЙ
Своим появлением на свет модель Discovery обязана управляющему директору отделения Land Rover Тони Гилрою, который выступил с предложением создать новый автомобиль, способный заполнить пустующую нишу между флагманским Рейндж Ровером и утилитарным вездеходом Land Rover 90/110. Для работы над проектом с кодовым обозначением Jay были задействованы все ресурсы компании и даже заморожена разработка Рейндж Ровера второго поколения, который в итоге появился на пять лет позже Discovery. Ставка англичан оказалась выигрышной: за 64 года компания Land Rover выпустила почти пять миллионов машин, из которых миллион пришелся на Discovery.
Первые полноразмерные макеты будущего внедорожника появились в 1986 году — уже тогда конструкторы решили использовать пятидверный кузов с высокой крышей и характерными «альпийскими» окнами на ее скатах. По плану серийный выпуск автомобиля должен был начаться уже к концу десятилетия, поэтому для экономии времени и средств за основу взяли шасси «старшей» модели Range Rover с постоянным полным приводом, неразрезными мостами и пружинной подвеской. Работу над интерьером поручили небольшой компании Conran Design Group, а для разработки кузова в компании Rover впервые использовали компьютерное моделирование | Land Rover Discovery дебютировал осенью 1989 года на автосалоне во Франкфурте, причем сначала предлагалась только трехдверная версия, чтобы четко развести Discovery и Range Rover по разным нишам рынка. Пятидверка вышла на рынок лишь спустя год. От Рейндж Ровера новичку в итоге досталось не только шасси, но и большая часть силовой структуры кузова (это заметно по контурам дверей и лобового стекла). В 1994 году Discovery модернизировали под требования американского рынка: серьезно изменился интерьер, были подретушированы светотехника и решетка радиатора, появились фронтальные подушки безопасности. В разное время на Discovery первого поколения устанавливали двигатели объемом 2,0—3,9 л (111—183 л.с.). За девять лет выпущено 392443 автомобиля |
Land Rover Discovery второго поколения (1998—2004 гг.) появился в результате глубокой модернизации предшественника. Более «объемные» кузовные панели, увеличенный задний свес, новый интерьер, расширенное оснащение, регулируемая задняя подвеска, активные стабилизаторы поперечной устойчивости, зачатки внедорожной электроники — всего более 720 изменений. Трехдверная версия осталась в прошлом вместе с четырехцилиндровыми моторами — на автомобили второго поколения устанавливали пятицилиндровый турбодизель 2.5 (139 л.с.) и бензиновые V8 объемом 3,9 л (185 л.с.) и 4,6 л (220 л.с.). Выпущено 278570 автомобилей | Полностью новый Land Rover Discovery 3 (2004—2009 гг.) совершил революцию среди внедорожников — он первым в мире обзавелся внедорожной электронной системой Terrain Response, которая управляет трансмиссией, тормозами, коробкой передач и двигателем. Среди других нововведений — заметно подросший несущий кузов, независимая подвеска (пружинная или пневматическая) и обилие сервисной электроники. На автомобили устанавливали турбодизели V6 2.7 (190 л.с.) и бензиновые «восьмерки» 4.0 (216 л.с.) и 4.4 (295 л.с.). Выпущено 220057 автомобилей, а в 2009 году англичане вновь пошли проторенной дорожкой модернизации, выпустив Discovery 4 (на сегодняшний день свет увидело 110 тысяч машин) |
Источник авторевю