Toyota Land Cruiser 200

Под огромными колесами новейшего внедорожника Toyota Land Cruiser 200 вкусно хрустит прибрежная галька испанского острова Фуэртевентуре. Парковать этот автомобиль на пляже для сьемки совсем нестрашно: случись что — выедет сам. Ведь и его предшественник, Land Cruiser 100, был настоящим вездеходом.

А «двухсотый» еще лучше: и на асфальте, и на бездорожье.

Новый Land Cruiser вряд ли стал красивее — этакая большая Toyota RAV4. Дизайн, кстати, «чисто японский» — создавался стилистами тойотовского центра в городе Айчи в соответствии с фирменной философией Vibrant Clarity («звенящая чистота») — приоритет простых форм без излишнего украшательства. И действительно, на боковинах даже молдингов нет — все просто и четко. Хотя вряд ли «звенит».

Что удивило — за рулем тесновато! «Двухсотый» длиннее прежней «сотки» на 6 см, а длина салона за счет более рацио­нальной компоновки моторного отсека увеличилась на 13 см. Но вся прибавка, судя по всему, досталась задним пассажирам. Даже на третьем ряду сидений взрослому можно расположиться без особых проблем — разве что колени задраны, как у кузнечика. А уж на диване среднего ряда и вовсе раздолье — причем тут есть даже свой двухзонный климат-контроль и обогрев сидений.

Рама сварена из более широкого и высокого профиля: жесткость конструкции на кручение увеличилась на 40%, а на изгиб — на 20% Оптитронные циферблаты спидометра и тахометра теперь утоплены в глубокие колодцы Люк с электроприводом входит в стандартную комплектацию
В карманах откидного борта можно спрятать и аптечку, и знак аварийной остановки Бардачок невелик — пухлая инструкция по эксплуатации занимает почти четверть его объема Интерьер нового Крузера облагорожен вставками, имитирующими дерево и хром

Но мне при росте 190 см подобрать посадку сложнее. Я загнал все электрорегулировки до предела — и даже после этого почти касался головой крыши. Конечно, сантиметров пять высоты «съел» люк с электроприводом, но он входит в пакетную комплектацию всех российских машин — отказаться нельзя. Равно как и от кожаной обивки сидений, десяти подушек безопасности, бесконтактного ключа-транспондера…

Оснащение российских машин вообще богатейшее: датчики света и дождя, четырехзонный климат-контроль, бокс-холодильник между передними сиденьями, электроприводы регулировок передних сидений и руля, камера заднего вида, CD/DVD-чейнджер с 9-дюймовым дисплеем touch-screen. Есть даже навигационная система — «разговаривает» она по-русски, но пишет на экране, как и в автомобилях BMW, латинским шрифтом. Впрочем, тойотовцы обещают в 2009 году русифицировать и навигацию, и бортовой компьютер. А то ведь стыд и позор — в России Крузеров продается столько же, сколько и во всей остальной Европе, а в меню среди десяти языков по-прежнему нет русского!

Зато по части двигателей — почти никакой дискриминации: в России наряду с модернизированной бензиновой «восьмеркой» объемом 4,7 литра (288 л.с. вместо прежних 238 л.с.) будет предлагаться новейший турбодизель D-4D V8 с непосредственным впрыском объемом 4,5 литра. Но если в Европе дизель соответствует экологическим нормам Euro 4 и выдает 286 л.с., то в Россию пойдет его дефорсированная до 235 л.с. версия Euro 3. Осторожничают тойотовцы. Давление впрыска 1800 бар? Для России со здешним качеством дизтоплива это многовато — нужно снизить давление до 1300 бар и применить другую программу управления впрыском.

Land Cruiser может держать в памяти три варианта регулировок руля и водительского кресла Оба передних сиденья оснащены электрическими регулировками, но только у водителя есть клавиша настройки поясничного подпора
Спинка заднего сиденья складывается в пропорции 40:20:40, а подушка — в соотношении 40:60 В сложенном состоянии сиденья третьего ряда, как и прежде, прижаты к боковинам кузова

— Не волнуйтесь, — успокаивает главный инженер проекта Садаеши Кояри. — В российской спецификации дизельный автомобиль обладает теми же динамическими показателями, что и в европейской.

Неужели, потеряв 50 л.с. мощности, Cruiser поедет так же?

Впрочем, разгоняется Cruiser D-4D и впрямь мощно — даже «задушенный», дизель напористо тянет вплоть до максимальных 4600 об/мин. А помогает ему новый шестиступенчатый «автомат» — адаптивный, с ручным и спортивным режимами. Передачи в коробке переключаются мягко, в меру быстро и, главное, вовремя — для полноразмерного внедорожника то, что надо.

Правда, шумноват дизель. Без нагрузки все хорошо, но стоит утопить педаль газа хотя бы наполовину — и салон наполняется характерным рокотом, который здорово выделяется на общем негромком фоне: ведь во всем остальном Land Cruiser очень тихий автомобиль!

Звукоизоляцию «двухсотого» полностью позволяет оценить бензиновый мотор — даже при интенсивном разгоне в салоне тишина. Но разгоняется бензиновый Land Cruiser не быстрее дизельного — в чем, скорее всего, виноват пятиступенчатый «автомат». Он заметно проигрывает шестиступенчатому и в скорости переключений, и в алгоритме смены передач. Конечно, при спокойной езде проблем никаких, но стоит поехать чуть быстрее — и «автомат» даже в спортивном режиме начинает «тупить».

Но Land Cruiser — это в первую очередь внедорожник. На асфальте он никогда не провоцировал гонять, и новый «двухсотый» хоть и стал лучше, но сохранил «умеренную» идеологию своего шасси. Он по-прежнему рамный, но стальной «хребет» стал жестче. Конструкция подвесок принципиально не изменилась: сзади, как и прежде, неразрезной мост с тягой Панара, спереди — независимая подвеска на поперечных параллельных рычагах (разве что не торсионная, как раньше, а пружинная). И даже с «укороченным» рулевым управлением (от упора до упора руль теперь делает чуть больше трех оборотов) Land Cruiser все равно едет как классический внедорожник: низкая чувствительность, заметные крены и недостаточная траекторная стабильность — на дуге приходится все время подруливать.

Четырехзонный климат-контроль имеет по 14 воздуховодов в передней и задней частях салона. Температуру для задних пассажиров может задавать и водитель, и пассажиры, сидящие во втором ряду, — в их распоряжении свой блок управления микроклиматом Кнопка RSCA отключает надувные занавески безопасности — это рекомендуется делать на крутых косогорах, где электроника может расценить большой крен кузова как опасность переворота и открыть занавески

Нет, это далеко не BMW X5 и не Porsche Cayenne: ни по управляемости, ни по плавности хода. И если в первом случае Toyota безнадежно проигрывает, то во втором — на голову выше BMW и Porsche!

Как подвеска глотает мелкие неровности, как уверенно Land Cruiser переезжает «лежачих полицейских»! На знаке — ограничение до 30 км/ч? Это для легковушек. А Cruiser легко проходит эти «надолбы» на скорости 60 км/ч — кузов слегка подбрасывает, но никаких жестких ударов! Ну а на проселке, усыпанном каменюками, Land Cruiser и вовсе король. Перебирая конкурентов, я так и не смог припомнить ни одного, кто близко подобрался бы к «двухсотому» по плавности хода.

А когда дело доходит до бездорожья…

Отключаемые стабилизаторы позволяют преодолевать такие канавы без отрыва колес от грунта: хода подвесок огромны! Под кнопкой запуска двигателя расположена ручка включения понижающей передачи — чтобы ей воспользоваться, нужно остановиться и перевести селектор «автомата» в нейтраль Выбирая одно из положений этой рукоятки, водитель задает скорость «ползущего» круиз-контроля Crawl Control — 1, 3 или 5 км/ч

В трансмиссии ничего революционного японцы предлагать не стали — оставили постоянный полный привод. Но если раньше межосевой дифференциал был симметричным и «свободным», то теперь это самоблокирующийся Torsen с распределением крутящего момента 40:60 между передними и задними колесами. Совсем как на полноприводных автомобилях Audi quattro последнего поколения!

Впрочем, Torsen — это для пущей управляемости. А для офф-роуда его можно жестко заблокировать. Как и раньше блокировка «центра» включается кнопкой. А понижающая передача — не рычагом, а поворотной ручкой. Раньше как было? Дер­нул за рычаг, что-то там клацнуло металлом о металл — и нижний ряд включен. А сейчас: остановился, селектор «автомата» ­— в нейтраль, тумблер — в положение L4 — и смотришь на мигающий индикатор. Загорелся? На штурм косогоров!

Мощным «внедорожным» оружием предыдущего Крузера был большой ход подвесок. «Двухсотка» и здесь стала лучше. В принципе для нее разработана новая система регулировки дорожного просвета и сопротивления амортизаторов 4 WAHC & AVS с гидропневматическим приводом. Но в России автомобилей Land Cruiser с «умной» подвеской не будет — ей станут оснащать только Lexus LX 570. Сделано это специально: ведь если в Европе внедорожного Лексуса не будет, то в России и на украинском рынке параллельно начнут продаваться и Toyota Land Cruiser 200, и Lexus LX 570. Поэтому маркетологи решили как можно дальше «развести» две похожие машины, исключив из списка оснащения «двухсотого» Крузера часть люксовых опций. ­В их число попала и регулируемая подвеска, о работе которой в одном из следующих выпусков Авторевю подробно расскажет мой коллега Юрий Ветров, уже поездивший на новом Лексусе.

На экран 9-дюймового интерактивного (touch-screen) дисплея можно вывести настройки системы микроклимата, календарь-органайзер и даже развернутую сервисную историю, где хранится информация о последней замене масла, тормозных колодок или шин Цветная камера заднего вида имеет парковочную разметку

А «двухсотый» удостоился только отключаемых стабилизаторов поперечной устойчивости. Идея не новая: Nissan Patrol, к примеру, имеет кнопку, нажав которую, можно с помощью электромагнита «рассупонить» задний стабилизатор — и увеличить угол скрещивания осей на бездорожье. Но вдруг водитель забудет включить стабилизатор, оказавшись на асфальте? И тойотовцы придумали «пассивную», чисто гидравлическую схему, которая сама отключает оба стабилизатора при езде по бездорожью, когда обе оси качаются в противофазе.

А вот и подходящее место для демонст­рации внедорожных достижений нового Крузера. Каменистый подъем градусов в тридцать, не меньше. Узко. Ни один нормальный человек в такую кручу на серийном, пусть и полноприводном, автомобиле не полезет. Но японский инструктор смело направляет Land Cruiser 200 в гору. Автомобиль цепляет бамперами за грунт, подпрыгивает на камнях, но ползет вверх по склону, не теряя сцепления с его поверхностью.

Самое интересное, что водитель при этом только рулит — электронная система Crawl Control в автоматическом режиме регулирует подачу топлива и выборочно подтормаживает теряющие сцепление колеса! Хотя на серьезном бездорожье — там, где нужно вовремя разогнаться и также вовремя притормозить, — вся эта электроника бессильна. Впрочем, ее можно не задействовать. А вдобавок еще и отключить систему стабилизации VSC — потом она автоматически «проснется», как только скорость перевалит за 50 км/ч.

Вместо предыдущей дизельной «шестерки» Land Cruiser 200 оснащается новым мотором V8 D-4D: чугунный блок, неразделенные камеры сгорания, два турбокомпрессора с изменяемой геометрией направляющего аппарата. В европейской спецификации этот мотор выдает 286 л.с. и соответствует нормам Euro 4, но в Россию будут поставляться его дефорсированная до 235 л.с. версия, отвечающая нормам Euro 3 Внешняя скоростная характеристика
двигателя V8 D-

4D

Единственное, что насторожило, — алгоритм работы противооткатной системы Hill Start. Вместо того чтобы на подъеме просто держать автомобиль, чтобы водитель успел перенести ногу с педали тормоза на газ, — она почему-то позволяет откатиться на метр-полтора назад и только потом «якорит» его тормозами. Зато адаптивная АБС работает блестяще. Электроника, анализируя обороты двигателя, передачу в трансмиссии, ускорение автомобиля и частоту вращения колес, определяет состояние покрытия и в зависимости от накопленных данных меняет алгоритм работы АБС. Здорово! Тормозишь «в пол» на асфальте — АБС работает как обычно. А на рыхлом песке колеса идут почти юзом, зарываясь и эффективно останавливая автомобиль.

Словом, Land Cruiser 200 стал еще лучше — и на дороге, и вне ее. Сохранив, что очень важно, превосходную плавность хода. Стоит ли все это, включая богатейшее оснащение, тех 20 тысяч долларов, на которые «двухсотка» дороже предыдущего восьмицилиндрового Крузера? Ведь если новый Land Cruiser 100 совсем недавно можно было купить за $70000, то за Land Cruiser 200 придется выложить уже 2 млн 200 тысяч рублей (около $90000) за бензиновую версию или на 12 тысяч рублей больше за дизельную.


Пружинную подвеску (двухрычажную спереди и неразрезной мост с тягой Панара сзади) дополняют гидроцилиндры в обоих стабилизаторах поперечной устойчивости, соединенные магистралью с блоком клапанов. Когда передний и задний стабилизаторы скручиваются в одном направлении при крене кузова в повороте или при движении по косогору — магистраль перекрыта. Но когда стабилизаторы активно работают в противофазе при скрещивании осей (а происходит это только на бездорожье), клапаны автоматически отпираются — и стабилизаторы «расслабляются», увеличивая реальные хода подвесок

Похоже, стоит. После европейской премьеры на Питерском автосалоне не прошло и двух месяцев, а в портфеле заказов на «двухсотый» уже лежат 5000 заявок из России. И это при условии, что всего в Европе Toyota планирует продать в следующем году 19500 внедорожников Land Cruiser 200.

Впрочем, дефицита «двухсотых» быть не должно — общая программа выпуска Крузеров на заводе в Японии увеличена с прошлых 80 тысяч до 100 тысяч машин в год. К тому же в Штатах Land Cruiser вообще не жалуют: маловат он для американцев. А для россиян, похоже, в самый раз.

Паспортные данные
Параметры Автомобиль
Toyota Land Cruiser
Модификация 4.7 VVT-I 4.5 D-4D
Тип кузова 5-дверный универсал 5-дверный универсал
Число мест 7 7
Размеры, мм  
длина 4950 4950
ширина 1970 1970
высота 1910 1910
колесная база 2850 2850
колея передняя/задняя 1640/1635 1640/1635
Дорожный просвет 225 225
Угол въезда/съезда, град 32/24 32/24
Угол рампы, град 25 25
Объем багажника, л 259/701*/1267** 259/701*/1267**
Снаряженная масса, кг 2550 2615
Полная масса, кг 3300 3300
Коэффициент аэродинамического сопротивления, Сx 0,35 0,35
Двигатель бензиновый, с распределенным впрыском топлива дизельный, с непосредственным впрыском топлива
Расположение спереди, продольно спереди, продольно
Число и расположение цилиндров 8, V-образно 8, V-образно
Рабочий объем, см³ 4664 4461
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм 94,0/84,0 86,0/96,0
Степень сжатия 10,0:1 16,8:1
Число клапанов 32 32
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин 288/212/5400 235/173/3200
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин 445/3400 615/1800-

2200

Коробка передач автоматическая, 5-ступенчатая автоматическая, 6-ступенчатая
Привод постоянный полный, с межосевым дифференциалом Torsen и понижающей передачей
Передняя подвеска независимая, пружинная, на двойных поперечных рычагах, с отключаемым стабилизатором поперечной устойчивости
Задняя подвеска зависимая, пружинная, с тягой Панара и отключаемым стабилизатором поперечной устойчивости
Передние тормоза дисковые, вентилируемые
Задние тормоза дисковые, вентилируемые
Шины 285/65 R17 285/65 R17
Максимальная скорость, км/ч 200 210
Время разгона 0—100 км/ч, с 9,2 8,6
Расход топлива, л/100 км  
городской цикл 19,0 12,0
загородный цикл 11,7 9,1
смешанный цикл 14,4 10,2
Емкость топливного бака, л 93 93
Топливо бензин АИ-95 дизтопливо (цетановое число 48)
* Cо сложенными сиденьями третьего ряда до уровня окон
** Cо сложенными сиденьями второго и третьего рядов до уровня окон

Круиз в прошлое

Игорь ВЛАДИМИРСКИЙ

Первый внедорожник марки Toyota появился на свет в январе 1951 года — и стал им перелицованный Willys, на который тойотовцы получили заказ от американской армии. Но вместо родной «четверки» тойотовцы установили на проверенный войной вездеход свой первый двигатель, сделанный еще в середине 30-х годов по образу и подобию мотора Chevrolet — рядную «шестерку» объемом 3,4 л, которая до того уже применялась на тойотовских грузовиках и пикапах, в том числе и армейских. Поскольку шестицилиндровый мотор был гораздо более тяговит, от демультипликатора решили отказаться — остался только жестко подключаемый передок и постоянный привод на задние колеса.


Toyota BJ (1951—1955)

Автомобиль пошел в серию в 1953 году под названием Toyota BJ. А через год появилось и имя Land Cruiser («Сухопутный крейсер») — с намеком на конкуренцию с вездеходами Land Rover.

Воодушевленные успехом армей­ской модели тойотовцы решили модернизировать автомобиль с расчетом на «гражданский сектор». Так в 1955 году появился внедорожник второго поколения Toyota Land Cruiser серии 20. Силовой агрегат практически не изменился — рядная бензиновая «шестерка» (3,9 л, 105 л.с.) и четырехступенчатая коробка передач. Зато на третьей и четвертой передачах появились синхронизаторы. Со временем «двадцатка» обросла большим количеством модификаций: было предусмотрено три величины колесной базы, задний или полный привод, открытый или цельнометаллический кузов, а в 1959 году появился первый четырехдверный Land Cruiser с тремя рядами сидений.

Модернизацию своего вездехода японцы продолжили в 1960 году, представив Land Cruiser 40-й серии. Мощность двигателя возросла до 125 л.с., а прин­ципиальное отличие от предшественника было только одно — в трансмиссии наконец-то появился понижающий ряд. Следующее важное нововведение произошло только спустя 12 лет, когда в качестве альтернативы бензиновому мотору был предложен щестицилиндровый атмосферный дизель объемом 3,6 л (90 л.с.). Еще через два года появилась более экономичная дизельная «четверка» (3,0 л, 85 л.с.). Производство «сороковки» в Японии завершилось в 1984 году, но под названием Toyota Bandeirante заслуженный вездеход производился в Бразилии до 2001 года!

Toyota Land Cruiser серии 20 (1955—1960) Toyota Land Cruiser серии 40 (1960—1984)
Toyota Land Cruiser серии 50 (1967—1980) Toyota Land Cruiser серии 60 (1980—1990)

В 1984 году на смену «сороковке» пришел Land Cruiser 70-й серии — легендарная рабочая лошадка, которая в модернизированном виде выпускается до сих пор (правда, для ограниченного числа рынков). Перед разработчиками стояла задача сохранить внедорожные свойства, универсальность и узнаваемость предшественника. При этом модельный ряд сразу начал развиваться в двух направлениях: первым стали грузопассажирские версии с двухдверными кузовами и двумя размерами колесной базы, а вторым — «облегченные» пассажир­ские модификации, которые к началу 90-х превратились в отдельную ветвь эволюции тойотовских внедорожников под названием Land Cruiser Prado.

Но вернемся в 60-е годы — тогда в США становились популярными полноприводные автомобили повышенной вместимости и комфортабельности, как Jeep Wagoneer. В ответ на это Toyota в 1967 году представляет Land Cruiser серии 50 с пятидверным кузовом. По сути это была глубоко модернизированная Toyota Land Cruiser FJ45V прошлого поколения: изменениям подверглись кузов, салон и подвеска, которая стала более комфортной. Колесная база увеличилась с 2650 мм до 2710 мм, двигатели применялись только бензиновые — объемом 3,9 л (125 л.с.), а с 1975 года — объемом 4,2 л (135 л.с.).

Наследником пятидесятой серии в 1980 году стала Toyota Land Cruiser 60-й серии. На модернизированную раму был установлен полностью новый кузов с комфортабельным салоном, а в качестве дополнительного оборудования предлагались кондицио­нер, отопитель для задних пассажиров, электроприводы люка и зеркал. С 1984 года для «шестидесятки» стали предлагать четырехступенчатый «автомат», а через год появился турбодизель мощностью 135 л.с., предназначенный для самой дорогой модификации.

Toyota Land Cruiser серии 70 (1984—2007) Toyota Land Cruiser серии 70 после модернизации 2007 года
Toyota Land Cruiser серии 80 (1990—1998) Toyota Land Cruiser серии 100 (1998—2007)

В 1990 году дебютировал Land Cruiser серии 80 — большой шаг вперед. Постоянный полный привод с блокируемым межосевым дифференциалом, пружинная подвеска вместо рессорной. С 1995 года «восьмидесятки» начали оснащать двумя подушками безопасности и АБС. На выбор предлагались три рядных шестицилиндровых двигателя — бензиновый (4,2 л, 167 л.с., а с 1992 года — 4,5 л, 215 л.с.), атмосферный дизель (4,2 л, 125 л.с.) и турбодизель (4,2 л, 165—170 л.с.).

Наконец, в январе 1998 года была представлена Toyota Land Cruiser 100 — предшественница новейшей «двухсотки» на новом шасси с независимой передней подвеской (для некоторых рынков выпускались внедорожники 105-й серии, построенные на преж­нем шасси). Главной новинкой стал бензиновый мотор V8 4.7 мощностью 234 л.с. Альтернативой ему был турбодизель 4.2 мощностью 205 л.с. За все девять лет конвейерной жизни «сот­ка» пережила лишь одну небольшую модернизацию и в таком виде дожила до наших дней.

 

 по материалам интернет-сайта www.autoreview.ru