Краш-тест Chery Tiggo

           Список опций, повышающих пассивную безопасность, тоже внушителен: в него включены ремни безопасности с преднатяжителями, энергопоглощающие бамперы, противоударные брусья и травмобезопасная рулевая колонка. Как показал опыт, почти все это – фикция. То есть, опции эти – действительно есть, вот только не работают так, как должны бы. А последствия – самые печальные.

                                                         

Параметры измерений   Нормы EuroNCAP
  граница «зеленой» зоны граница «красной» зоны манекен водителя манекен пассажира
Максимальная перегрузка головы*, g 102 77 72 88
HIC 1026 946 650 1000
Растяжение шеи, кН 3,8 2,5 2,7 3,3
Изгиб шеи, Нм 45 46 42 57
Сжатие грудной клетки, мм 33 34 22 50
Максимальный сдвиг колена, мм 12 1 6 15
Наихудший критерий травмы голени TI 1,25 0,0 0,4 1,3
Горизонтальное смещение педалей, мм 241   100 200

        Процесс подготовки закончен. Минутная готовность, обратный отсчет, разгон катапульты… Удар! Tiggo отпрыгивает назад-вправо, кокетливо задирая заднее колесо, и повисает на отбойнике. Это серьезный минус: случись такая ситуация на дороге, кроссовер своим симпатичным литым диском запросто может замять крышу случившегося рядом какого-нибудь седана. Выдержав приличествующую случаю трагичную паузу, мы идем осматривать повреждения. Машина выглядит на удивление достойно: несмотря на небольшую деформацию крыши и сместившуюся переднюю стойку, дверные проемы почти не пострадали, а лобовое стекло, хоть и покрылось паутиной трещин, осталось на своем месте. Водительская дверь не открылась во время удара, пассажирская сторона вообще выглядит почти целой, сохранились даже боковые стекла, спрятанные на время удара внутрь дверей. Однако дальше начались сюрпризы.
   

                            

      Левая передняя дверь наотрез отказалась открываться – ее просто заклинило. Заглянуть в салон со стороны водителя удалось только после полутора часов работы ломом и прочими подручными средствами. А если бы внутри сидел живой, но пострадавший человек? Брус безопасности внутри двери выполнил свою работу – не дал сжаться капсуле салона и защитил от механических повреждений ноги водителя. Но при этом заклинил дверь между стойками. После того, как ее удалось-таки открыть, мы легко извлекли манекен с водительского места. С пассажирской же дверью – никаких проблем.
    Пол под ногами передних пассажиров практически не деформировался – он «пошел волнами» в районе заднего дивана, и вследствие этого половинку заднего сиденья просто сорвало с креплений. Если бы там сидели дети, им бы пришлось худо: обеспечен как минимум плотный контакт со спинками передних кресел. Но у нас – только пара манекенов, чьи скрытые пока впечатления зафиксированы умными датчиками, регистраторами и скорострельными камерами.
    Беглый осмотр показал, что хоть контакт частей тел манекенов с передней панелью и случился, ничего смертельного произойти не должно. Это если не принимать во внимание острых осколков жесткого пластика, во множестве разбросанных по передней части салона, а они могут причинить дополнительные повреждения. В надежде на лучшее, ободренные близким к пристойному поведением машины, ждем расшифровки данных, которыми поделились манекены.
    И надежда умирает. Chery Tiggo все-таки убила своего водителя, применив скрытые таланты на почве регулирования популяции населения. Беспристрастные датчики зафиксировали несовместимые с жизнью перегрузки в районе головы и шеи пилота: в момент удара они движутся с ускорением в 122 g при максимально допустимом значении в 120 по шкале EuroNCAP, порог красной зоны травмирования головы по критерию HIC тоже оказался превышен – 1026 против предельных 1000. Перегрузка в момент удара длительностью 3 мс составила 102 g при максимально допустимых 88. За это время мозг вполне может перейти в кашеобразное состояние.

                                   

    Водитель просто-напросто пробил головой подушку безопасности, которая не раскрылась до нужного предела! При этом ему обеспечен еще и перелом шейных позвонков: усилие шеи на растяжение, которое испытал водитель, тоже за пределами красной зоны. А при отскоке головы от руля водитель имеет все шансы подправить конфигурацию своего затылка либо об боковое стекло, либо об переднюю стойку – голова просто «стечет» по недораскрывшейся подушке.
    Дальше – больше. В момент удара ремень безопасности, который по идее должен спасать водителя и, по заявлениям производителя, оснащен преднатяжителем, ломает ему грудную клетку, допустив на пару с убогой подушкой контакт груди с рулевой колонкой. Либо никаких преднатяжителей нет, либо они не работают, что, впрочем, совершенно едино. Виртуальные «ребра» манекена вдавились внутрь на 33 мм. Это значение – в пределах красной зоны, то есть несовместимым с жизнью считается сжатие на 50 мм, но и этого будет достаточно для обширных травм внутренних органов.
    На этом фоне повреждения голеней и бедер выглядят уже несущественными, но они тоже близки к критическим отметкам. На цветовой схеме видно, что при ударе не пострадало только правое бедро. А вот ступни манекена, как оказалось, переломало ушедшими практически под сиденье педалями: они вдвинулись внутрь салона на 241 мм при допустимых двухстах. Четверть метра, между прочим. Кстати, смещение рулевой колонки никаких вопросов не вызвало, оно полностью укладывается в пределы нормы, но лучше бы она сместилась – может быть, ослабила бы последствия контакта.
    В общем, при аналогичном ударе на дороге с водительского места Chery Tiggo извлекли бы труп. И то не сразу – пришлось бы поработать либо пилой, либо гидравлическими ножницами.
    А что на пассажирском сидении? Там ситуация несколько получше, хотя тоже очень и очень далека от идеала. Повреждения шеи – на «удовлетворительно», а вот по критерию травмирования головы пассажир вплотную подобрался к максимуму – 946 очков из 1000. Номинально оценка – «слабо», но на деле может оказаться, что и пассажирскую голову восстановить уже не получится. Грудная клетка смялась даже больше, чем у водителя – на 34 мм, и только с ногами полный порядок. Несмотря на то, что пассажир вдавил коленями внутрь панели крышку перчаточного ящика, опасных перегрузок датчики не зафиксировали. Получается, что на своих ногах, но без головы.
    Общий итог крайне печален – всего 2,8 балла из возможных 16. Меньше трех баллов! И это у автомобиля, который является, по сути, лидером своего ценового сегмента по популярности! Конечно, «Шевроле Ниву» ему не обскакать, но те, кто не хочет покупать отечественный продукт, в первую очередь обращают внимание именно на Chery Tiggo, не зная, на какие сюрпризы способна китайская поделка. А кстати, китайская ли? Ведь собран этот экземпляр был на калининградском «Автоторе»… Сейчас сборка Tiggo там прекращена, но отечественные промышленники готовят ей вторую жизнь.

                                     

    C чем же связаны такие неприятные сюрпризы при внешне вполне пристойной картине? Виноваты не только отвратительно работающие подушки безопасности и непродуманные ремни. Дело еще и в непросчитанной конструкции кузова. Да, возможно, бампера Chery Tiggo действительно травмобезопасны – для пешеходов. Передний бампер честно разлетелся в труху при ударе. Но силовая конструкция кузова оказалась слишком жесткой: вместо того, чтобы погасить энергию удара, силовые элементы передали ее в салон и буквально размазали по нему пассажиров. Здесь может помочь единственное – тотальный пересмотр конструкции кузова и материалов, из которых он собирается. Но вряд ли кто-то будет этим заниматься, ибо с сухой деловой точки зрения это совершенно невыгодно. Усложнение конструкции повлечет за собой повышение конечной цены и – Tiggo перестанут покупать, ибо какой-никакой популярностью кроссовер пользуется в первую очередь из-за цифр в прайс-листах.

                                                                   

Подробнее об этом краш-тесте читайте на сайте журнала "Внедорожник"